Найти тему
Блог кабельщика

Кавказский кабель тянется к импортозамещению

Оглавление

Завод «Кавказкабель» из города Прохладного в Кабардино-Балкарии, один из крупнейших российских производителей кабельной продукции, готов реализовать крупные инвестпроекты, но пока не находит взаимопонимания с банками. От государства же завод просит субсидий — но не себе, а своим покупателям

Из-за девальвации рубля «Кавказкабель» закончил 2014 год с убытком в 140 млн рублей: основные контракты с компаниями-монополистами были заключены по курсу 30 рублей за доллар. На фоне глубокого кризиса в отрасли предприятие проходит смену собственников. В конце прошлого десятилетия «Кавказкабель» вошёл в орбиту холдинга «Синдика», основанного тогдашним главой Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым (ныне представляет республику в Совете Федерации), но с апреля на заводе работает новая управляющая компания, параллельно реализующая программу оптимизации расходов и ряд инвестпроектов в области импортозамещения. Форма собственности будет изменена с ЗАО на акционерное общество, а в капитал входит Сбербанк.

Специфика продукции «Кавказкабеля» такова, что пересмотреть круг основных контрагентов предприятия весьма сложно: 50% продукции поставляется в нефтегазовую промышленность, порядка 30% — это силовой кабель, используемый при строительстве для подключения объектов, ещё около 20% — монтажный кабель. Часть отраслей, где используется кабельная продукция, например, строительство, резко снизили платёжеспособность, а государственные монополии увеличили непредсказуемость оплат. Однако генеральный директор управляющей компании «Кавказкабель» Илья Пылаев считает, что предприятию вполне по силам пройти кризис и даже резко ускорить развитие. Сегодня у новой управляющей компании есть план по наладке двух видов импортозамещающей продукции, но завод не может добиться рассмотрения кредитных заявок — по словам г-на Пылаева, банки не высказывают никакой заинтересованности в инвестпроектах, несмотря на наличие качественного залога и финансовую открытость.

«Большой завод не может остановиться»

— Как отразилась на вашем предприятии и в целом на отрасли девальвация рубля? Дало ли падение курса какие-то преимущества отечественным производителям?

— Все кабельные заводы в конце прошлого года понесли серьёзные убытки из-за этого скачка доллара. У нас были крупные контракты с «Роснефтью», в которых оговаривался курс 30 рублей за доллар, и когда он стал стоить 80, мы получали огромные убытки — в итоге вышли на минус 140 миллионов по итогам года. Но если госмонополия заключила контракт, она не пересматривает его условия, невзирая на подобные форс-мажоры. Они предлагают отказаться от контракта, после чего нас бы внесли в «чёрный список», и пять лет мы бы не имели доступа к контрактам с этой компанией.

— Нередко кризис способствует ослаблению конкуренции, поскольку с рынка уходят слабейшие игроки. Для вашей отрасли это характерно?

— Хотя «Кавказкабель» — одно из крупнейших российских предприятий кабельной промышленности, входящее в Топ-10 своей отрасли, конкуренция достаточно высока. Обычно в жёсткой конкурентной борьбе в выигрышном положении оказывается тот, кто меньше и гибче, кто может на несколько месяцев отключить станки, взять передышку, набрать портфель заказов, а потом снова вернуться на рынок. У большого завода такой возможности нет, поскольку у нас порядка тысячи сотрудников и большая социальная нагрузка — мы обеспечиваем теплоснабжение города Прохладного. Поэтому мы не можем себе позволить остановиться.

— Того портфеля заказчиков, который у вас уже есть, хватает для поддержания текущей деятельности?

— Платёжеспособность наших заказчиков ощутимо снизилась: даже отсрочки платежа в 90 дней хватает не всем. Причём есть контрагенты, которые предсказуемо не соблюдают сроки оплаты, а есть такие заказчики, как «Роснефть», в случае с которой ты никогда не можешь знать, вовремя они заплатят или нет. У нас был момент, когда просрочка свыше 20 дней только от одной «Роснефти» составляла свыше 192 миллионов рублей!

Маркетинг и оптимизация — спасение от убытков

— Что делать, чтобы продолжать работу на падающем рынке с невысокой платёжной дисциплиной заказчиков?

— Есть очень простые рецепты. Во-первых, более агрессивная маркетинговая политика. Наши маркетологи сегодня активно участвуют в отраслевых выставках, отдел продаж поддерживает непрерывный контакт с конечными потребителями. Во-вторых, это снижение цены. Сегодня «Кавказкабель» — один из двух заводов в России, имеющих медеплавильный комплекс, поэтому мы имеем ценовое преимущество перед другими игроками. В-третьих — это оптимизация расходов: с апреля мы сократили постоянные расходы примерно на 10 процентов.

— За счёт чего это можно сделать на вашем заводе?

— Частично за счёт сокращения численности персонала, частично — за счёт энергосбережения. Экономим на простых вещах: если по выходным выключать котельную, поставить светодиодные светильники и датчики на лампы, чтобы свет не горел, когда в помещении никого нет, это уже даст результат.

— Как правило, такие методы оптимизации требуют инвестиций. Сколько вы уже вложили в предприятие после того, как стали управлять им?

— Вкладывать в это большие средства сегодня возможности нет, но точечные инвестиции есть, и они работают. Сокращение численности персонала влечёт за собой покупку нового программного обеспечения, компьютеров, проведение линии связи по всей территории завода — для того, чтобы перестроить бизнес-процессы. С апреля этого года мы вложили в завод порядка 10 миллионов рублей, сократив при этом издержки на семь миллионов рублей в месяц.

— Что вам говорят банки, когда вы обращаетесь к ним за финансовыми услугами, тем же факторингом?

— Вразумительной позиции мы ни разу не услышали. Они говорят, что есть некие риски. На самом деле я считаю, что банки никогда не скажут нам правду: у них своя кухня. Они явно накапливают ликвидность, потому что мы заметили: последние два-три месяца они никого не кредитуют. Некоторые банкиры мне прямо говорили: «А зачем нам вам что-то давать? Сегодня доллар в день прыгает на два процента: мы на вас в месяц заработаем полтора процента, а на валюте — два за день».

полная статья тут