ПОЧЕМУ НАВЫКИ ПРОФАЙЛИНГА И ДЕТЕКЦИИ ЛЖИ ПОВЫШАЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ?
На наших лекциях, семинарах и мастер-классах я постоянно упоминаю о том, что там, где есть взаимодействие человек-человека или человек-группа, навыки профайлинга и безынструментальной детекции лжи оказываются чрезвычайно полезными и эффективными. Даже не касаясь лишь контекста разоблачения лжи, существует огромное количество ситуаций, в которых данные навыки могут помочь вам успешно достичь поставленных целей.
Я применяю данные навыки не только при проведении профайлинговых проверок, а также когда читаю лекции для тех, кто хотел бы этому научиться.
Навыки профайлинга и безынструментальной детекции лжи помогают не только распознавать ложь, а также эффективно вести процесс обучения этим навыкам.
Успешный тренер, связанный с обучением людей, обязан уметь работать с группой, уметь точно считывать информацию и получать обратную связь от слушателей в любых учебных ситуациях. Как же мы понимаем, что наш процесс обучения выстроен максимально эффективно, а слушатели заинтересованно впитывают в себя полученную информацию? Также как и среди школьников, сидящих за партами, или студентов из высших учебных заведений, к нам на обучение тоже приходят абсолютно разные люди, различные по своему характеру, темпераменту, психологическому типу и особенностям личности.
Различие между нами делает нас уникальными. Есть люди с повышенной эмоциональностью – их эмоциональное состояние и настрой мы можем запросто увидеть на их лице и в невербальных проявлениях. Напротив, есть люди, сдерживающие себя – это затрудняет процесс сбора информации, но, так или иначе, это не делает его невозможным. И в том, и в другом случае нашей задачей остается правильная интерпретация полученной информации.
Работа, которую мы проводим со слушателями, очень напоминает работу с людьми во время профайлинговых или полиграфных проверок. Иногда встречаешь искренне заинтересованного и общительного человека, который делится своим мнением, готов к сотрудничеству, готов обсуждать проводимую работу для максимизации результата. Но также бывают и случаи, когда работать приходится с теми, кто начинает постоянно спорить, яро доказывать правильность своей точки зрения. Такие люди настроены на соперничество, нежели на сотрудничество. Мы всегда рады такой работе со «сложными» клиентами, благодаря им мы прокачиваем себя.
Постоянное взаимодействие с людьми на профессиональном поприще позволяет нам с уверенностью утверждать, что правильное понимание учебной ситуации может быть весьма полезно. «Нельзя завести пятьсот миллионов друзей, не нажив ни одного врага» – так звучит слоган известного фильма «Социальная сеть». Зачастую на онлайн-вебинарах и мастер-классах присутствуют люди, готовые спорить по каждому удобному поводу, проверяя на прочность нервную систему тренера и окружающих слушателей. Поэтому распознавание случаев негативного отношения к процессу обучения помогает предотвратить нарушение и отрицательное воздействие на динамику группы, что позволяет сохранять высокую эффективность работы, начиная с приветствия и заканчивая прощанием.
Освоение таких навыков, как распознавание лжи безынструментальными методами или составление психологического профиля собеседника, – дело не легкое. Теоретическая составляющая данных дисциплин имеет огромное количество нюансов, понять которые с первого раза не всегда представляется возможным. Кому-то они становятся понятны сразу, а для кого-то необходимо объяснить их подробнее, привести еще несколько примеров или аналогий, чтобы они отложились в памяти.
Человек может открыто сказать, что он чего-то недопонял, что-то упустил или что у него возникают сомнения, относительно некоторых моментов. Поэтому мы всегда поощряем вопросы; с их помощью мы заполняем пробелы, которые, так или иначе, будут возникать в процессе обучения. Гораздо хуже, когда человек не понял темы обсуждения, но уточняющих вопросов он так и не задал. Причины этого могут быть самыми разными, но самая распространенная из них – боязнь показаться глупым перед другими слушателями, которые, по мнению этого человека, всё поняли и всё усвоили. Такое поведение слушателей снижает эффективность обучения, потому что мы оставляем «темные пятна» в понимании теоретической составляющей обучающего процесса. Поэтому крайне важно визуально отслеживать процесс успешного усвоения информации, а при возникающих трудностях помочь слушателям с усвоением информации.
Наша подготовка позволяет выявлять попытки скрывать свои чувства, что помогает свести к минимуму стеснительное поведение наших слушателей.
Любое взаимодействие между людьми является соприкосновением, подобным двум различным мирам, состоящим из огромного количества мыслей, желаний, ценностей, целей и убеждений. Так как мы ежедневно сталкиваемся с окружающими нас людьми, всегда существует необходимость во время общения правильно интерпретировать и реагировать на получаемую обратную связь.
Наша главная задача – после прохождения курса выпустить настоящих специалистов, способных профессионально применять полученные знания и навыки. Поэтому мы с огромной ответственностью подходим ко всему процессу обучения. Иначе ошибки могут повлечь за собой негативные последствия для невиновных людей.
При постоянной тренировке мы научились бессознательно считывать и интерпретировать полученную информацию. Автоматическое считывание сигналов – это результат нашей многочасовой ежедневной тренировки. Нам это помогает не только в работе, но и в личной жизни и других сферах. И дело здесь вовсе не в том, что мы замечаем ложь наших близких и родных, а в том, что располагая большим количеством информации, мы можем принимать более правильные решения.
Михаил Потемкин , профайлер-верификатор Международной Академии исследования лжи