Протяженность экотропы «Пещера Монаха» в обе стороны семь километров, но ты словно их не замечаешь. Маршрут разбит на несколько этапов, периодически по пути следования попадаются информационные таблички с описанием местных обитателей как растительного, так и животного мира. Для желающих передохнуть есть скамейки, на каждом этапе пути установлены беседки, где можно перекусить уже с комфортом.
— Этот маршрут привязан к объекту — сакральному памятнику «Пещера монаха», — рассказала специалист по связям с общественностью Национального парка «Хвалынский» Татьяна Фролова. — Примерно в начале ХХ века здесь находились старообрядческие монастыри. Неподалеку размещались купеческие дачи, и их хозяева, будучи старообрядцами, охотно принимали священников-единоверцев, гонимых из иргизских монастырей. Они предоставляли им условия для службы, хранили книги, иконы.
Встретившийся на пути родник, оборудованный под старичка-лесовичка, порадовал вкуснейшей водой. Она оказалась очень кстати, поскольку прошли мы уже достаточно большое расстояние, а предстояло еще больше. Есть здесь несколько довольно крутых подъемов, поэтому к походу стоит все-таки подготовиться соответственно. Уникальная природа Хвалынского леса завораживает. Его сосновый бор, цветы, травы, неповторимый аромат и очарование. Место это действительно уникальное.
И вот мы вышли к финальному этапу нашего путешествия — самой легендарной пещере. Она открывается неожиданно и сразу вся. Рядом установлен памятный крест. В белой стене углубление с двумя небольшими отверстиями. Ощущения, по крайней мере, у меня были необычные, словно ты прикоснулся к чему-то неизвестному и загадочному. Но оно тебя не пугает. Скорее, наоборот, привлекает. Тем более, что связанная с этим местом история — потрясающая сама по себе.
В начале прошлого века в этой пещере поселился отшельник. Монахом по факту он не был, скорее, раскольником. Просто не согласным с тем, что творилось на тот момент на его Родине. Площадка, где сейчас стоят туристы, раньше была частью пещеры. Но со временем она разрушилась. И теперь это уже бывшая комната, где отшельник разжигал свой огонь. Со слов местных жителей, меловые породы буквально впитывали дым, либо помещение вентилировалось каким-то иным образом, ведь воздух внутри всегда оставался свежим.
— Говорят, отшельника звали Серафимом, — продолжает Татьяна. — Он уединился, чтобы дожить свой век с молитвой. В общей сложности он пробыл здесь порядка 20 лет и умер в возрасте 84 лет. Кто он и откуда — нам неизвестно. В пещере есть маленькие кельи и комнатки. Когда он тут обосновался, здесь было достаточно места. Сейчас, спустя столетие, в силу антропогенной нагрузки и множества посетителей в спаленку можно проникнуть только ползком. Раньше постоялец стоял здесь в полный рост. До сих пор сохранилась его лежанка. Из-за того, что он очень долго на ней спал, там сформировались выемки, повторяющие его силуэт. По ним мы можем судить, что он был худощавого телосложения и невысокого роста. Питание было более чем скромным. Да, приносили порой из монастыря хлебные лепешки, но в основном он довольствовался тем, что удавалось найти в лесу.
Лежанка в пещере действительно очень маленькая. Такое впечатление, будто на ней спал ребенок. Рост — максимум метр пятьдесят. Здесь же есть несколько икон. Это не те самые, которые были у Серафима, их люди принесли сюда уже позже.
— Есть еще одна интереснейшая история, о которой писал историк Самсон Иванович Быстров, изучающий старообрядчество. Один из членов экспедиции решил провести там три ночи, но не смог, выдержал только одну. Настолько ему было жутко и страшно. Кроме того, народная молва уверяет, что была некая женщина по имени Серафима. Она ухаживала за отшельником и даже соорудила тут печь.
— Татьяна, мне кажется или в этом месте действительно ощущается чье-то присутствие?
— Вы не первая, — улыбается она. — У многих людей тут появляется такое состояние. Кто-то остается равнодушным. Были те, кто, страдая панической фобией закрытых пространств, спокойно залезали внутрь и чувствовали себя там весьма комфортно. Некоторые же не могли даже подойти, испытывая дикий страх.
— Вы говорили, что здесь происходили удивительные вещи?
— Есть такие разговоры на уровне легенд. Давно, на фото, сделанном здесь, проявились очертания монаха.
— Природа тут, конечно, неповторимая!
— И очень благоприятная. Меловая сосна — это наша визитная карточка. Это растение через свои соки поднимает на поверхность заряженные радоновые частицы, которые наполняют воздух полезными веществами. Здесь были санатории, в которых курс лечения состоял просто в самом пребывании в окружении сосен и пеших прогулках. Это очень укрепляет иммунитет и позволяет отдохнуть от городской суеты.
Ольга Летувет
Национальный туристический портал Russia.Travel