Найти в Дзене

И среди командиров были герои

К вечеру 5 апреля, в назначенный срок, пройдя путь в 40 километров, войска сосредоточились в указанном районе и заняли широкую полосу, сменив части 114-й стрелковой дивизии.

Движение оказалось весьма сложным. Не только потому, что войска находились близко от противника, но потребовался от личного состава героический труд, отменное напряжение, организованность, величайшая дисциплина, чтобы продвигать материальную часть, обоз, весь транспорт в условиях бездорожья и глубокого таежного покрова.

В этой операции мы должны были действовать на второстепенном направлении, отдельными отрядами, нанести удары и отвлечь внимание противника от главного удара армии на Подпорожье.

Вечером 7 апреля позвонил генерал Цветаев.

— Как дело с рекогносцировкой? — спросил он.

Я вкратце доложил.

— У меня просьба к вам.

— Опять насчет снарядов? — спросил генерал.

— Да.

— Ну, сколько можно говорить об одном и том же? Нет. Не можем.

Чувствовалось, что у комкора настроение неважно! Наверное, с подобными просьбами к нему обращались многие. Его можно было понять.

Частям дивизии противостоял хорошо вооруженный противник: 8-й пехотной полк 29-й пехотной дивизии 61-й отдельный егерский батальон, 1-й батальон 9-го пехотного полка. Четыре батареи тяжелой и шесть батарей полковой артиллерии.

Над укреплением своей обороны белофинны работали целую зиму. Наряду с артиллерией и минометами путь нашим войскам преграждали многочисленные дзоты, траншеи полного профиля с перекрытиями, проволочные заграждения в 3-7 колов.

В распоряжении противника имелась обширная сеть хороших дорог, особенно Архангеньский тракт: Подпорожье — Гоморовичи — Левино — Ошта. Также они могли использовать узкоколейную железную дорогу от Вязостроя по реке Свири до Бараки Северные.

По этой узкоколейке передвигались бронированные мотовозы с артиллерией и минометами. Все эти благоприятные условия позволяли вражеским силам беспрепятственно завершать маневры войсками и боевой техникой в любом направлении, подвезти боеприпасы, снаряжение и продовольствие.

-2

Вести в таких условиях активные действия нам было нелегко. Однако, уже спустя несколько дней после начала наступления, части дивизии, выполняя приказ командования 7-й отдельной армии, нанесли ряд мощных ударов по вражеской обороне: 1061-й полк в направлении Травники, 1063-й — Соболевтцины, а 1065-й по укрепленному узлу озеро Сарозерское — озеро Малая Кузра.

В течение всей апрельской операции бойцы, сержанты и офицеры проявили массовый героизм, мужество и выдержку.

Солдаты с честью выполнили возложенные на них задачи. Коммунисты и комсомольцы сражались в первых рядах, показывая личный пример, мужество и стойкость.

Хочется осветить несколько ярких примеров проявления самоотверженности наших воинов хотя бы из одного полка.

Состав роты автоматчиков полка, которым командовал лейтенант Читанов, был окружен превосходящими силами финнов. Вражеская пуля ранила его. Не обращая внимания на это, бесстрашный офицер поднял бойцов в атаку, прорвал кольцо окружения противника и вывел свой взвод из окружения.

Коммунист старший лейтенант Шакаримов действовал во главе разведвзвода перед левым флангом 2-го батальона. Будучи прекрасным стрелком, быстро снял двух «кукушек», которые мешали продвижению бойцов, и не мешкая поднял разведчиков на штурм высоты, занятой белофиннами. Был ранен, но не оставил поле боя, блестяще выполнил задачу. Враг, оставив убитых и раненых, поспешил убраться назад.

Герой Тихвинских боев ответственный секретарь бюро комитета ВЛКСМ Степаненко в одном из боев 13-го июля несколько раз водил красноармейцев в атаку. Когда он поднял бойцов в третий раз, был ранен, но продолжал командовать. Второй раз тяжелораненый Комсомолец, отказываясь оставить поле боя, своим мужественным поведением вдохновил воинов на подвиг. Степаненко вынесли в укрытие после того, как он потерял сознание.

Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!