Обратившийся к ЮК «Моё Право» клиент рассказал как пришел в магазин, чтобы купить в нем необходимый ему товар. Ознакомившись с ассортиментом и ценами он выбрал то, что ему больше всего подходит. Клиент подошел к кассе, чтобы рассчитаться, а продавец ему заявил, что товар он не продаст. Отказ ничем не объяснил, говорит, что покупатель просто ему не нравится.
Правомерно ли это? Давайте разберемся.
Розничная купля-продажа
Для начала определимся — мы будем рассматривать отказ продавца продать вам товар только в розничной купле-продаже, для этого дадим этому понятию определение.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ).
Другими словами, продавец-предприниматель продает товар покупателю-непредпринимателю, который будет использовать товар для личных нужд, т.е. не будет использовать его для перепродажи или иного извлечения прибыли.
Когда продавец может отказать в покупке товара?
Зависит от приобретаемого товара. К примеру, абсолютно правомерным будет отказ продавца в продаже несовершеннолетнему покупателю алкогольной или табачной продукции. За продажу такой продукции продавцу грозит административная ответственность: статья 14.16. КоАП: Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; статья 14.53. КоАП: Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.
Также и в аптеке вам могут правомерно отказать в продаже рецептурного препарата, если у вас нет соответствующего рецепта. Для работников аптеки, осуществляющих продажу препаратов, предусмотрена ответственность по статье 14.4.2. КоАП: Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств.
Вопрос: когда отказ продавца неправомерен?
Ответ: во всех остальных случаях. Почему так?
Договор розничной купли-продажи является публичным договором (п. 2 ст. 492 ГК РФ). Это означает, что одной стороной такого договора является предприниматель и в этом договоре устанавливаются его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые он по характеру своей деятельности должен осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Самое главное: продавец-предприниматель не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 426 ГК РФ).
Чаще всего продавцы не знают этих положений и думают, что останутся безнаказанными, но не тут то было.
Что делать, если вам неправомерно отказали в продаже товара?
В данной ситуации за защитой своих интересов вы имеете право обратиться в суд для понуждения продавца заключить с вами договор розничной купли-продажи.
П. 4 ст. 445 ГК РФ:
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Простым языком:
1) Вы пишете иск в суд о понуждении продавца к заключению с вами договора;
2) Суд принимает решение о заключении договора на условиях, которые он (суд) в таком решении определит;
3) Вы имеете право заявить о возмещении вам убытков, которые вы понесли из-за отказа продавца заключить с вами договор, но понесенные вами убытки вы должны будете доказать.
Юридическая консультация Моё Право (г. Омск, пр-т Космический, 89)
Если у вас остались вопросы, напишите нам в VK или задайте интересующие вас вопросы по телефонам:
+7 (913) 976–02–46;
+7 (962) 047–69–28;
+7 (904) 320–38–28;
597-497.
Эл. почта: y4law@yandex.ru