К нам обратились за правовой помощью по поводу компенсации ущерба, полученного из-за неисправного состояния городских дорог. Рассказываем о тонкостях такой ситуации.
Случай должны признать страховым
В первую очередь в договоре страхования такой случай как столкновение с ямой должен быть указан страховым. Если данный случай произошел в связи с нарушением ПДД водителем автомобиля и об этом есть оговорка в договоре страхования, то такой случай страховым может быть не признан.
В одном из дел Верховный Суд разрешил спор в пользу страховой фирмы (дело № 41-КГ18-6). ВС согласился, что случай не является страховым, поскольку, как указано в договоре между сторонами, в ситуации, при которой ДТП произошло из-за нарушения ПДД, выплата не положена. Такое условие согласуется с принципом свободы договора, с положениями документа, согласились обе подписавшие его стороны, отметили в ВС. Суду следовало оценить ДТП с учетом условий договора страхования, указали судьи. А ст. 963 ГК («Последствия наступления страхового случая»), на которую сослались нижестоящие инстанции, применима лишь к ситуациям, когда страховой случай уже наступил.
Состояние дороги – дело администрации
ВС указывает нижестоящим судам на обязанность ответственных лиц содержать дороги в надлежащем состоянии.
«Установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин, которые не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см», – напомнили в ВС.
П. 2 ст. 28 закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» гласит: пользователи дорог имеют право на компенсацию вреда жизни, здоровью или имуществу из-за нарушения техрегламентов теми, кто строит, реконструирует или содержит дороги.
Бремя доказывания – на причинителе вреда
Доказать отсутствие вины должен тот, кто причинил вред. Ответчик должен доказать и то, что ДТП произошло по неосторожности водителя. Ответчик должен предоставить доказательства того, что на месте ДТП были знаки об имеющемся недостатке дороги и объезде препятствия.
Истец же, лицо, которому причинен вред из-за невыполнения ответчиком своих обязанностей по содержанию дороги, не обязан доказывать то, что в его действиях отсутствовали нарушения. ВС указал, что именно дорожная служба должна следить за состоянием дороги.
Ответственность государства – в приоритете
В Апелляционном определении ВС Республики Башкортостан (дело № 33- 20907/2017) отдельно указывается на приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, в нем участвующих. Истец попала в ДТП в гололед из-за несоответствия дорожного покрытия установленным нормативам. Апелляция отменила решение суда первой инстанции, разъяснив положения п. 1 ст. 1064 ГК РФ, а также ст. 3 ч.ч. 1 и 3 ст. 24 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Что делать водителю?
Если авария произошла из-за плохой дороги, важно соблюдать ряд действий, которые позволят в дальнейшем отстоять свою позицию в суде и добиться компенсации от дорожных служб. Водителя часто обвиняют в том, что он сам должен был оценить обстановку на дороге. Поэтому особенно важно, чтобы плохое состояние дороги было зафиксировано в протоколе ГИБДД. Если водитель подписал протокол со ссылкой на нарушение п. 10.1 ПДД, обязывающий водителя вести машину без превышения скорости и с учетом ситуации на дороге, доказать в суде, что причина аварии в состоянии дороги, будет сложнее.
По информации «Право.Ru»: https://pravo.ru/story/203356/
Юридическая консультация Моё Право (г. Омск, пр-т Космический, 89)
Если у вас остались вопросы, напишите нам в VK или задайте интересующие вас вопросы по телефонам:
+7 (913) 976–02–46;
+7 (962) 047–69–28;
+7 (904) 320–38–28;
597-497.
Эл. почта: y4law@yandex.ru