Все исторические лица у нас как бы в вакууме. Говорят, что Горбачёв развалил СССР. Вот он один пришёл и развалил. Или говорят, что Николай II развалил Россию. Или говорят, что развалил Россию Ленин. Или Сталин. Всегда в таких случаях называют одного человека как первопричину и объяснение всего, что происходило в тот или иной исторический период. Это очень удобно. Мы в результате живём --- как в лотерею играем. Вся забота --- поставить на правильную лошадку.
За спиной Гапона стоял Пинхас Моисеевич Рутенберг. Рутенберг был последним редактором петиции, которую несли царю. В 1906 году, через год после "кровавого воскресенья", когда Гапон решил рассказать полиции как всё на самом деле было, тот же Рутенберг убил его, заманив на дачу в Озерках. Потом принимал участие в революции 1917 года. В США основал там американский еврейский конгресс. Переехал в Палестину и занимался электрификацией.
Роль Рутенберга невозможно отрицать. И всё же без Гапона ничего не состоялось бы. Кто же был Гапон?
Позволю себе привести несколько цитат из очень интересной публикации "Нескучного сада":
Разрешилось все это неожиданно просто. В последнем классе училища один из преподавателей (И. Трегубов) познакомил юношу с запрещенными книгами Л. Толстого о христианстве. "В первый раз мне стало ясно, - говорил впоследствии Гапон, - что суть религии не во внешних формах, а в духе, не в обрядностях, а в любви к ближнему".
...
Поставленный перед угрозой лишения стипендии, он сам решил от нее отказаться и жить собственным трудом. Гапон посвятил себя репетиторству, в чем добился определенных успехов. Его уроки нравились и детям, и их родителям. На занятиях он стал бывать меньше, проводя большую часть времени с босяками, больными, нуждающимися. Он всем старался помочь, ведь его вера требовала подлинной самоотдачи и любви.
...
Деятельность о. Георгия во многом напоминает служение о. Иоанна в Кронштадте и Петербурге. Часто о. Георгий, как и о. Иоанн, отдает нуждающимся последние деньги или одежду прямо с себя, самоотверженно поддерживает самых опустившихся босяков. Кажется, что Гапон стремится к созданию примерно такого же братства, какое было у о. Иоанна в Кронштадте. Само собой напрашивается сопоставление рабочих домов Гапона с кронштадтским Домом трудолюбия.
Однако отношение Гапона к о. Иоанну было в общем-то негативным. Он высоко ценил проповеди кронштадтского пастыря, но в повседневной жизни считал его человеком "неискренним", "ограниченным" и даже политическим орудием "в руках правящих классов" - одним словом, таким же ханжой, каким, по мнению Гапона, являлось и большинство представителей русского духовенства.
Дальше происходит следующее. Гапон, который был женат и жена которого умерла, женится во второй раз на Александре Уздалевой, несовершеннолетней воспитаннице "Синего креста". По канонам не может продолжать быть священником, но полиция добивается разрешения для него, ставя условием сотрудничество. Гапон соглашается, но в то же время в тайне от полиции сотрудничает с революционерами.
У всех здесь разные цели. Революционерам нужна кровь. Не своя конечно. Сами они подставляться не хотят. Гапон, рабочие, пусть они требуют "прав". Они имеют право.
Гапон хотел помогать рабочим. Очевидно считал себя человеком с чистыми целями и интересами и считал, что такому человеку позволено чуть больше, чем простым смертным. Если он ведёт "корабль" рабочей общины в правильном направлении, кому какое дело до его личной семейной жизни, до того что он водит дружбу с полицейскими и с революционерами, это же на пользу дела. Он же добра желает.
Результат все знают.
Ошибка Гапона выглядит очевидной для верующего человека. "Ищите прежде Царства Божия и правды Его", а не политических прав и свобод. Священник должен ко Христу людей вести, а не за собой, на баррикады.
Ну а Рутенберг здесь не при делах. Задом стоял, ничего не видал.
Думайте, прежде чем слёзы лить по попранным правам, увлекаться толстовством, "борьбой с коррупцией" и т.п. Найдутся люди, которые обратят это в фандрайзинг и смогут применить для своих целей. Купят вас, продадут и снова купят вместе со всеми вашими "высокими чувствами".
PS Кстати, обратите внимание, что Гапон с 1902 года сотрудничал с полицией, и об этом все знали, и никто его не трогал. Но вот после "революции" (а точнее бессмысленной кровавой бойни) он решил, что пойдёт в полицию и расскажет про подпольную деятельность, но не сделал это сразу, а сначала рассказал своим товарищам-революционерам. Зачем? Очевидно посчитал, что это будет более честно по отношению к ним. Гапон их за людей всё-таки считал. Ну а Рутенберг, конечно, не стал рассказывать Гапону перед тем, как позвать его на дачу в Озерки, что Гапона там будут убивать. Никаких даже сомнений, что о нём могут подумать как о негодяе, что он своего подопечного Гапона, так же как и рабочих, считает только за расходный материал, которым можно совершенно свободно жертвовать если это касается национальных интересов его народа.
Просто люди-рутенберги это люди без стыда, совести, больше напоминающие деревянных истуканов каких-то. И не ждёшь ведь от них человеческих чувств, от "элиты" нашей. Настолько мы к такому типажу привыкли, что воспринимается он как вариант нормы.
Второе, что мне интересно --- всё-таки, зачем Рутенбергу нужна была эта деятельность. Ну хотел он ехать в США, ну и ехал бы спокойно. Почему в России непременно нужно было поставить всё с ног на голову? Видимо он считал, что того требуют его национальные интересы.
Не все люди одинаковые. Кому-то можно национальные интересы иметь, кому-то нет.