Найти тему

Кто такой хома урбанус, и с чем его ели

Этой прекрасной иллюстрацией хочется предварить серию коротких рассказов про формирование феномена городского человека или homo urbanus. Это совершенно своеобразная ипостась homo sapiens, которого мы знаем как erectus, liber, faber и даже homini lupus est. Кто не знает, тому в пучины Интернета. Однако сегодня историки, антропологи и социологи, психологи, юристы и экономисты все чаще обращаются именно к понятию городского человека, как источника всей нынешней цивилизации. Возможно, потому что есть мнение, что городской человек, породивший все, чем живет сегодня человечество, его и погубит. Давайте, посмотрим, кто же это такой. Первая часть посвящена древнейшей истории, поэтому всем предстоит напрячься и вспомнить то, что они прогуляли в пятом классе.

Итак, все мы знаем, что сам homo sapiens erectus появился на территории современной Африки и начал постепенно заселять те регионы, который расположены сегодня немного севернее экватора. Будем честными, с физической точки зрения существо у матушки-природы вышло так себе, куда менее живучее и эффективное чем, допустим, акула или таракан. Человек недостаточно крупный, слабее многих, медленно бегает, невысоко прыгает, утратил шерсть и тратит, как следствие, большое количество калорий. Трудно сказать, каков был замысел Вселенной при создании такого жалкого существа. Возможно, она просто хотела сделать самовоспроизводящуюся котлету для остальных обитателей планеты. Но корм вступил в эволюцию ярко и начал развивать единственную неслабую часть тела – голову. Возможно, это произошло в результате естественного отбора – самых сочных съели, остались умные, которые, как известно, менее вкусные.

На начальных порах человек вяло мигрировал вместе с пищей, приспосабливая кое-какие орудия труда, одомашнивая редких животных, которые не могли его сожрать в одиночку, а также увеличивая собственные навыки с целью обеспечить свое не слишком удачное тело защитой от внешней среды и каким-то запасом питания. В этот момент человечество жило собирательством и охотой. Естественно, человек был территориальным, так как зависел от ареала обитания, и неспециализированным, потому что все занимались всем. Все сводилось к поиску пищи и созданию условий выживания. Так как в таких условиях первые люди все время боролись за свое существование, население не росло сильно и сидело на преимущественно белковой диете. Кстати, современные исследования останков первобытных людей показывают, что люди тогда были куда здоровее, чем сейчас. Численность популяции регулировал естественный отбор, как и у животных. Если человек съедал слишком много своей потенциальной дичи в рамках своего ареала обитания, потом начинался голод, численность людей уменьшалась.

Таким образом, человек жил, как животные в естественной среде в балансе. Он затрачивал условную 1000 калорий, чтобы добить себе 1000 калорий на следующий день. Если удавалось добыть чуть больше, у него получалось размножиться и сохранить потомство. Обычная для животного мира история. С приручением животных тоже получалось так себе. К приручению оказались пригодны всего несколько видов животных. Пищевую стабильность приносили лишь крупные копытные в большом количестве. Пасти их в лесу не было никакой возможности и экономического смысла. Тем племенам, которые оказались в ходе исторической миграции на пустынных равнинах типа степей, эта стратегия принесла успех. И они длительное время оставались кочевыми и наименее развитыми в смысле прогресса народами.

Когда человечество перешло на такой полуоседлый образ жизни, оно старалось селиться по берегам крупных рек, которые открывали иные транспортные возможности, что повышало эффективность добычи пищи, а также были источником питьевой воды и гигиены. Кроме этого, реки давали возможность заняться тихой охотой. Нет, не сбором грибов, а рыбалкой. Рыбалка служила прекрасным способом добыть белок. При этом речной белок был безопаснее сухопутного – в реках практически не водилась пища, для которой сам царь природы представлял добычу. Источником опасности у воды были преимущественно животные, а не рыба. Таким образом, добывать рыбу и моллюсков могла большая часть населения, чем охотиться.

Время от времени между общинами случались конфликты из-за территорий, но плотность населения была очень низкой. Оставаясь жить у полноводных рек, наиболее преуспевающие общины постепенно стали строить простейшие ограды, чтобы уберечься от случайных хищников и других общин. Так стали появляться первые огороженные поселения.

Однако, городами они не являлись ни в каком смысле слова. Это были родоплеменные общины, постепенно разрастающиеся до крупных поселений. Самые крупные начали формироваться там, где выживать было проще другой местности – у крупнейших рек. Реки представляли собой уникальную возможность. Поскольку с определенной периодичностью в сезоны дождей они разливались, заставляя перегнивать растения, по берегам этих рек образовывалась удивительно плодородная земля.

-2

Кто и как из людей заметил, что съедобные растения можно посадить и обеспечить себя питанием, неизвестно. Дарвин считал, что у кого-то первого случайно проросли несколько зерен. Но факт остается фактом. В этот момент человек понял, что некоторые растения, известные ему в диком виде, в первую очередь, самые питательные из них – злаки, весьма неприхотливы при наличии достаточного количества влаги. Этот процесс называется агрокультурной революцией и именно он привел к созданию первых городов и государств, а, вслед за этим, и заложило развитие всей человеческой цивилизации.

Воды рядом с крупными реками было в избытке. Человек быстро научился доставлять ее к полям. Собираемые плоды и зерно усваивались значительно быстрее белка, а значит, быстрее насыщали и согревали, белок в сочетании с углеводами был куда более питательным. Таким образом, человек получил возможность запасать пищу, иметь ее в достаточном количестве и высвободить часть населения, которая, будучи наименее приспособленной для охоты или рыбалки, могла совершенствовать орудия труда и развивать технологии. Когда же человек понял, что бык – это не только потенциальное мясо, но и гораздо больше хорошего питания, если впрячь его вместо себя в плуг, жизнь заиграла новыми красками.

Человечество стремительно отделилось от животного мира, поскольку могло теперь потреблять пищи гораздо больше, чем просто для поддержания собственного существования. Оно начало потреблять ресурсы окружающего мира ради комфорта, категории ранее неизвестной. Численность популяции начала резко расти, поселения увеличивались. Люди стали специализироваться, а значит, между ними начала происходить мена, что позволяло становиться еще более эффективными. Вверх рванули и технологии строительства, качество жизни. Для сохранения накоплений поселения стали еще более укрепляться, укрупняться. Люди перестали идентифицировать себя как одна семья. Постепенно на территории этих поселений бок о бок начали существовать люди, которые были друг другу чужими.

Это изменило ментальность человека. Для его природы было характерно исторически видеть в любом чужаке нарушителя собственных границ, интервента, т.е. опасность. Ведь все члены его общины были ему не просто знакомыми, а родственниками. Оказавшись в соседской общине в протогородах или номах. Там чужаки были повсюду. Кроме этого, вокруг человека находилось совершенно непривычное количество объектов материального мира. Люди стали страдать от когнитивных перегрузок Тревожность стала неотъемлемой частью городского сознания – чужаки жили ближе, чем его мозг полагал безопасным. Такое положение вещей не могло не приводить к постоянному накоплению в горожанине агрессии. Жизнь же вне стен поселения была просто невозможной.

-3

Так как у городского человека появилось нечто новое – свободное время, городское администрирование сводилось к поиску способов предотвращения конфликтов между жителями. Человеческая цивилизация открыла для себя юмор, спорт, культуру и науку.

-4

Городское существование породило ещё один момент в социальной сфере. В ранних общинах человек точно знал, кто он, каков его функционал, каково его место относительно других членов общины. Оно было связано с личной эффективностью и очевидно всем членам общины. В городах человек был окружён людьми и одновременно с этим одинок. Его место в иерархии обеспечивали социальные связи и имущественное положение, а чтобы подчеркнуть это все для посторонних требовались атрибуты.

-5

Одновременно с этим, человечество заложило основу многих проблем на перспективу. Успех человека предопределялся успешностью обработки наделов. Кроме этого, человек больше не регулировался естественным отбором и начал потреблять ресурсов больше, чем ему требовалось для выживания. Сегодня население Земли потребляет в разы больше отпущенного природой, что может спровоцировать катастрофу в обозримом будущем.

Понравилась публикация? Не забудь лайкнуть и подписаться на канал.