3 часа ночи, Нижний Новгород продолжает веселиться после матча Франция - Уругвай, а я уже без сил засыпаю в заведенной тачке. Стук в окно. Полицейские. Блин.
«Здравствуйте, у вас все в порядке?», — «Да, спасибо» - отвечаю я, наверное, удивленным голосом.
Мне даже как-то неловко стало, что я вот не скрывал удивление. А люди по-доброму ко мне, вежливо. Последний такой ночной стук в окно закончился детальным осмотром (или досмотром? не знаю, как правильно) содержимого моей машины. Тут можно схитрить и не рассказывать, чем кончилось. Чтобы читатель достроил картинку на контрасте ситуаций в воображении сам. Но это дешевый приемчик и, скажу честно, никакой интриги. Поздоровались, посмотрели, посветили, попрощались. Но все равно интересно, что вы представили в начале абзаца?
На утро, я позвонил жене и рассказал о ночном диалоге. «Прямо, дядя Степа» - пошутила Вера. Не соглашаюсь, до дяди Степы, конечно, пока далеко. Ну а почему бы и не помечать, чтобы всегда так было – парировала жена. Действительно. Но Дядя Степа, он совсем по-детски-советски такой идеальный, Глеб Жеглов, тот по-взрослому идеальный. А вот, например, Дукалис. Ну почему нет. Хороший образ. Мужик с простым таким лицом, местами жесткий, но справедливый и честный. Ну или Ларин, или Казанова на худой конец.
Два мира
Давать какую-то характеристику большой группе людей, по поступкам отдельных персонажей, будь то, к примеру, врачи, водители BMW, горнолыжники или хорваты, на мой взгляд, не верно. Мое отношение к полиции, в целом нейтральное, но с оговоркой. Можем меньше взаимодействовать друг с другом — хорошо. Ну и удивился я, понятно почему с таким подходом. Уж чего-чего, а заботы я точно не ожидал. Предположу, что многие из моих друзей и вообще россиян тоже бы удивились в такой ситуации. Подчеркиваю, что это предположение. Хотя вот есть популярный сериал, которого снято, оказывается, аж 11 сезонов, он называется «Ментовские войны». Название и его популярность как бы намекает нам на то, как на самом деле мы привыкли называть полицию или милицию. А хоть и произведение художественное, наверняка, сценаристы этой саги черпали вдохновение из реальной нашей жизни. Как честные менты борются с ментами-оборотнями, но все по-прежнему менты.
С полицейской стороны, понятно, что трудно быть улыбчивым Дукалисом, когда большинство от тебя шарахается, как черт от ладана. Результат взаимодействия с полицией, как показывает жизнь, может быть разным: могут реально помочь, а могут и забить на твою просьбу, могут решить твой вопрос, а могут предложить «решить вопрос». Какой человек попадется. А, например, сообщение в прессе, о пьяном условном майоре, который сбил человека, оно тут же дискредитирует всю положительную работу. А следующее официальное сообщение, что оказывается этот сотрудник третьего дня как из органов уволился только усиливает эффект первого. Тут тоже есть свои законы. И, конечно, любая несправедливость бесит. Надо быть очень сильным человеком, видимо, чтобы пройти испытание властью. Далеко не всем это под силу. А новости в позитивном ключе, к сожалению, менее популярны. Так уж мы — люди, устроены.
Недавно мне разбили стекло машины и мне нужна была справка от милиции в страховую. Справка — формальность, которая на фиг никому не нужна. Ни мне, ни страховой, ни полиции. Но без бумажки — никак. Я зашел в какой-то кабинет и спросил у девушки, сидевшей за бумагами, куда вообще мне идти (отправили изначально к ней). Ни с того, ни с сего, она мне такую хамскую тираду выдала, я даже растерялся, ну спасибо что только ху%ми не покрыла. Пошел искать другой кабинет, злой и охреневший. На лестнице застрял у стенда. Там были фотографии сотрудников отделения и короткие описания того, за что им давали награды. И в местах боевых действий и на гражданке. Многие посмертно. Ну и как-то забыл быстро про предыдущий эпизод. Кого больше хороших или плохих, или обычных, или всяких? Да я не знаю. Речь не об этом.
Речь о картине сложившихся текущих взаимоотношений людей с погонами с людьми без погонов. И кажется, импрессионистами тут не пахнет, скорее Босх — мрачновато и куча подтекстов, где каждый увидит что-то свое.
Можно ли как-то изменить эти отношения? Я пару раз задавался вопросом, что должно произойти, чтобы тут что-то поменялось? Что вообще людей может как-то объединять, даже если они не ладят? 1. Общий враг 2. Спорт 3. Общее дело. Ну появления первого совсем не хотелось бы. Это что ж за враг такой нужен. А когда враг исчезнет, все вернется обратно. По второму и третьему — ну вот вообще не было никаких вариантов не было.
А оказывается, он есть. Чемпионат — и про спорт, и про общее дело. Комбо! Честное слово, не подгонял специально к следующему абзацу мысль. Так получилось.
Что останется после Мундиаля?
Спорт понятно, а что за общее дело? Общее дело — хорошо и от души встречать гостей, как мы умеем. Скоро будет много цифр в итогах чемпионата, сколько потратили, сколько иностранцев приехало и так далее. Но есть вещи, для которых метрик не существует. Лояльность полиции, я думаю, оценили многие. Лояльность можно формализовать в приказе или в общих рекомендациях по поведению. Но вот улыбаться по разнарядке русский человек не умеет. Именно поэтому полицейские, сотрудники службы безопасности, которые улыбаются, да еще и на английском порой говорят, ну это не может не удивить.
Возле фанзоны стоит полицейский и смотрит на смартфоне трансляцию, ну он даже скорее слушает, периодически поглядывая в экран. Ну мне, конечно, захотелось сделать кадр. Вот такой разговор у нас получился, это было еще в самом начале чемпионата:
— Здравствуйте, можно вас сфотографировать?
— Здравствуйте, а зачем?
— Ну просто классный момент, вы тоже за матчем следите, такой праздник у всех, показалось это интересным.
Тут он понял, что у меня абсолютно благие намерения и перешел на ты.
— Братан, давай лучше не надо, а? Все понимаю, но мне потом и прилететь может.
— Да я только руки, крупным планом…
— Не, извини, лучше не надо.
— Понял, ок.
Ну вот, нормально же поговорили.
Ну или вот еще деталь. Когда мы пришли на матч Бельгия – Тунис, в рюкзаке моей жены оказался гаечный ключ на 13. Ну у мамы двухлетнего ребенка, что угодно может в рюкзаке лежать. Ключ прикольный такой, хромированный, сыну нравится. С ключом не пустили. А после матча полицейский заметил жену – «Девушка, я вас помню». Открыл помещение и вернул игрушку. «Я вообще этого не должен делать, но вот!» Такая мелочь, а приятно.
Я был на трех матчах, много раз на фестивале болельщиков в центре Москве, на Нижегородской Покровке, которая стала местной Никольской и ни разу я не видел какой-то агрессии или неадекватного поведения сотрудников полиции. Наоборот. Оказывается, если не вмешиваться и не пытаться контролировать естественный честный праздник, а постараться к нему приобщиться работы будет в разы меньше. Ну залез человек на фонарь, пусть сидит себе машет флагом. Главное, не ломай ничего и не падай.
Убежден, что любое партнерство и созидание приносит гораздо больше дивидендов, чем конфликты. Вроде мысль-то банальная. Но в жизни обычно не так.
Мексика – Германия, выходной, пол-Москвы хочет посмотреть матч в фанзоне. Людей распределяют по входам. Да, приходится пройтись, да, матч начался, а мы еще в очереди. Но как, блин, еще запустить и проверить такую толпу, которая пришла аккурат к началу трансляции. Волонтеры извиняются на двух языках и призывают с пониманием отнестись к проверке — все для вашей же безопасности. Рядом стоит парень в очереди и возмущается (точно не помню, но стиль постарался передать): «Менты, бл%, пид%расы, к народу, епт%, как к быдлу, бл%.». Проходит 5 минут, и мы благополучно минуем рамки. Стоили эти 5 минут такой фразы? Не думаю. Ну вот по инерции, видимо. Пока писал, сам вспомнил за собой подобное высказывание, был молод, пьян и туп.
Аналогичных моментов видел несколько. Тот случай, когда одни немного изменились, а другие еще не успели или не захотели это заметить. Но эти моменты скорее исключение. Даже когда нас не пускали на стадион в костюме берез — все было корректно.
Обсуждали с друзьями после финала, превратится ли теперь бело-синяя карета в привычный ппсный логан? Ну безусловно, эйфория спадет и все откатится назад. Но я уверен, что не до конца, это очень важно.
Ребрендинг
Не могу себя назвать специалистом по выстраиванию бренда. Но есть такая мысль. Обычным людям кадровые и структурные изменения в ходе реформы института милиции ни о чем не говорят. Это сложно «продать». Поменяли название и все на этом — предположу, что так в головах большинства и запомнилась реформа. А вот представьте, что реформа случилась аккурат перед мундиалем. 13-го июня была Милиция, а 14-го июня уже Полиция. Вот оказывается, чем они отличаются! – удивлялись бы все. Это было бы прям круто. И после такой полиции, которую мы месяц наблюдали только такой, было бы гораздо сложнее стать обычной полицией.
Спасибо, это было профессионально!
Все эти размышления уже давно переиграл в голове, но хотелось дождаться завершения турнира. Слава богу, ничего не случилось, и с точки зрения безопасности и организации все прошло отлично. Абсолютно точно, это достижение большой и кропотливой работы.
К финалу статьи, напрашивается комментарий об инциденте в финале. Не знаю, даже если преследовать благие цели, политика не уместна в спорте. На мой взгляд, получилось не эффективно и совсем не в тему.
Если вы сотрудник полиции или службы безопасности и читаете этот текст, хочу сказать спасибо вам за напряженную работу в предыдущие месяцы, и за то, что показали какими могут быть правильные полицейские. Это не забудут. И мне верится, что это не показуха перед гостями, повторюсь, потому что наши люди просто так улыбаться не умеют.
А всем нам вместе, желаю вспоминать все эти позитивные моменты почаще. Всем футбол!
Ставьте лайк или дизлайк, делитесь мыслями с друзьями, соглашайтесь и не соглашайтесь. Момент в истории интересный.
Подписывайтесь на канал, в следующем посте расскажу о другом нематериальном активе, который нам привезли иностранные болельщики. Будет много интересных фотографий.