Ведьмы повсюду. В сказках, фантазиях и сатире они появляются снова и снова как универсальный синоним зла и согрешения. Но в конце 16-го и начале 17-го веков мужчины и женщины как высокого, так и низкого статуса верили в вездесущность ведьм гораздо более тревожным образом. Лорд-главный судья Андерсон отметил в 1602 году "земля полна ведьм... они изобилуют во всех местах” – не как символ или фигура веселья, а как смертельная угроза жизни.
Ведьмы в цифрах
Широкомасштабные преследования, преследования и казни ведьм в эти века были экстраординарным явлением. Это также эпизод европейской истории, породивший множество мифов и много неточностей. Код да Винчи Дэна Брауна является одним из поставщиков такой ошибочной шумихи, заявив: “церковь сожгла на костре 5 миллионов женщин”. Фактические цифры гораздо ниже, но все же поразительны: между 1482 и 1782 годами около 100 000 человек по всей Европе были обвинены в колдовстве, а около 40-50 000 были казнены.
Ведьмы (за исключением некоторых, ставших мишенью испанской инквизиции), как правило, не подвергались преследованиям со стороны церкви. Хотя вера в ведьм была ортодоксальной доктриной, после исхода 22.18, суды над ведьмами 16-го и 17-го века были результатом того, что колдовство стало преступлением по закону, и ведьмы преследовались государством. В Англии колдовство стало преступлением в 1542 году. Таким образом, большинство ведьм по всей Европе получили обычное наказание-повешение (хотя в Шотландии и при испанской инквизиции ведьмы были сожжены).
Колдуны
Не все ведьмы-женщины – мужчины тоже могут быть ведьмами. По всей Европе 70-80 процентов лиц, обвиняемых в колдовстве, составляли женщины, хотя в некоторых районах доля женщин – ведьм была выше: епископство Базеля; графство Намюр (современная Бельгия); Венгрия; Польша; и Эссекс, Англия. Но каждая пятая ведьма была мужчиной по всей Европе, и в некоторых местах преобладали мужчины – в Москве мужчины-ведьмы превосходили женщин 7:3; в Нормандии 3:1.
Тем не менее, поскольку считается, что женщины морально и духовно слабее мужчин, они особенно уязвимы перед дьявольскими убеждениями. Большинство обвиняемых были также бедными и пожилыми людьми; многие из них были вдовами.