Весной 1977 года в столице Узбекистана состоялись первые республиканские конкурсы пианистов, скрипачей, альтистов, виолончелистов и певцов. Большой зал Ташкентской государственной консерватории был свидетелем напряженных конкурсных баталий.
Растаяли последние звуки, улеглись волнения, вернулись к своим повседневным обязанностям члены жюри. Попытаемся оценить результаты этого большого для нашей республики события.
В творческом соревновании пианистов участвовали двадцать два музыканта. Материал, который дал конкурс, велик. В короткой заметке не охватить всех рожденных им проблем, не рассказать о всех участниках.
Получивший первую премию Владислав Лисовский Ученик 10 класса Ташкентской специальной музыкальной школы имени В. А. Успенского (класс доцента Л. Шварц). Особенно удачным было поэтическое исполнение им Этюда Шопена и « головокружительного» « Исламея» Балакирева. Конечно, молодому пианисту (ему всего 16 лет) еще предстоят г0ды и годы работы над совершенствованием мастерства, но уже сейчас можно указать на главное достоинство талантливого исполнителя: непосредственность и естественность его музицирования.
Марина Султанова (разделившая с ним первую премию) выпускница Ташкентской консерватории по классу и. о. профессора А. Геккельмана. М. Султанова Музыкант, чутко ощущающий стилевые особенности исполняемого произведения. Она обладает и ценным даром «контактности» со зрительным залом. Запомнилось ее исполнение Четвертой сонаты Прокофьева и Первого концерта Листа.
Республиканский конкурс вокалистов собрал более тридцати участников. Конкурсантам была предложена сложная программа, строго соответствующая требованиям Всесоюзного конкурса имени Глинки и включающая произведения русской, зарубежной классики, сочинения советских композиторов. Участники соревновались по двум разделам оперному пению и камерному исполнительству.
Теперь, оценивая итоги, можно с уверенностью сказать: конкурс выявил ряд ярких дарований.
Здесь, прежде всего, хочется выделить колоратурное сопрано Людмилу Егорейченкову и обладателя мощного баса Коркмаса Мухитдинова (оба завоевали первые премии).
Л. Егорейченкова Студентка четвертого курса Ташкентской консерватории (класс преподавателя Р. Арзумановой). Она обладательница сильного, яркого, свободно льющегося‘ голоса красивого тембра. Особенно запомнилось испошаение ею романса Антониды («Иван Сусанин» М. Глинки) и арии Виолетты («Травиата» Д. Верди).
Отлично показал себя на всех трех турах солист театра имени Навои К.Мухитдинов. Ему в равной мере удается и оперный, и камерный репертуар. Благороден мягкий тембр голоса певца; Коркмаса Мухитдинова отличают высокая культура звука, ровность голосоведения, четкая дикция. Особенно хорошо прозвучали в его исполнении «Сомнение» М. Глинки, ария Ивана Сусанина, песня Хамзы «Хой ишчилар», ария Филигша из «Дона Карлоса» Д. Верди.
Семнадцать музыкантов участвовали в конкурсе скрипачей.
Обладатель первой премии Мухамеджан Турдыев -студент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по классу профессора И. Безроцного. Его игра обращает на себя внимание музыкальностью, технической свободой. Запомнилось исполнение М. Турдыевым во втором туре знаменитых паганиниевских вариаций на тему Паизиелло, запомнилась свобода, с которой он справлялся с «акробатическими» трудностями этой пьесы. Зрелым шатерпретатором скрипач проявил себя, исполняя первую часть девятой сонаты Бетховена и «Мелодию» Чайковского. Разделившая с ним премию Ирина Никотина --ученица музыкальной школы имени В. А. Успенского (класс преподавателя И. Рейдера). Ирина - одаренная скрипачка, соединяющая в творческом облике яркий темперамент и исполнительский самоконтроль. Игра ее гармонически уравновешена, звучание инструмента обаятельно. Щ Из одиннадцати участников конкурса альтистов к третьему туру были допущены трое. В своем интервью автору этих заметок председатель жюри, заслуженный артист РСФСР Ф. С. дружинин сказал: «Общий уровень альтистов уступает уровню виолончелистов и. скрипачей. Поэтому жюри решило не присуждать первой премии; второй премии удостоен Михаил Розенблюм, продемонстрировавший музыкальность, выступивший зрело и ровно на всех турах». Ш Лауреаты конкурса виолончелистов определились после трудной борьбы. Завоевавший первую премию Александр Мартос студент 111 курса Ташкентской консерватории по классу и. о. доцента А. Мансырова. А. Мартос виолончелист, обладающий ощущением стиля, музыкальной формы. Его исполнение отличается артистизмом, одухотворенностью‚ сочным и глубоким звуком.
Конкурсы закончены. Для всех, кто размышляет над проблемами исполнительского творчества, воспитания молодых артистов, они были очень полезны и поучительны. Полезны для педагогов, полезны для его участников, вне зависимости от занятых ими мест и полученных наград.
Творческое объединение молодых
Молодежное творческое объединение при Союзе композиторов Узбекистана было создано в декабре 1975 года. В него принимаются композиторы и музыковеды до тридцати пяти лет. Сейчас в МТО 46 человек. Из них лишь 14 являются членами Союза композиторов. Остальные совсем молодые музыканты. вплоть до студентов младших курсов консерватории, делающих самые первые шаги на композиторском поприще. Для них молодежное объединение играет особенно важную Роль как центр, где можно показывать свои работы‚ слушать советы более опытных товарищей, знакомиться с тем, чем «живут и дышат» коллеги по искусству. МТО собирается почти еженедельно. Существует принятый членами объединения план работы, расписанный подробно на месяц два вперед (кроме более общего годового плана). Однако план этот не носит формальный характер, что позволяет любому его участнику договориться о прослушивании своего только что завершенного произведения уже через одну-две недели, практически на следующем заседании. Следует отметить доброжелательную творческую обстановку. царящую на собраниях объединения.
Члены МТО делают много полезного для пропаганды музыкальной культуры. Они помогают проводить музыкальные смотры и конкурсы, активно участвуют в самых разнообразных мероприятиях -от республиканской Недели детской музыки до создания инструментального ансамбля в армейском красном уголке…
Недавно Центральный Комитет комсомола Узбекистана организовал республиканский Клуб творческой молодежи, объединяющий молодых работников всех видов искусств. МТО композиторов вошло во вновь созданный клуб. Деятельность объединения расширилась. Установились связи с молодыми творческими работниками театра и кино, с поэтами и прозаиками, с актерами и певцами. В помещении клуба Молодежному объединению Со юза композиторов выделили свой небольшой зап (есть у объединения и просторная комната в помещении Союза), на заседаниях стали проводиться встречи с членами других секций.
Прослушивание новых сочинений; сообщение о творческой поездке в областной центр; встреча с молодыми поэтами; аранжировка и принципы сочинения эстрадной музыки; прослушивание и обсуждение сочинений молодых болгарских композиторов; совместные заседание с театральной секцией клуба вот лишь несколько тем собраний объединения.
Авторитет МТО неуклонно растет. Его работа высоко оценивается руководством Союза композиторов Узбекистана. Достаточно сказатЬ, что предварительное обсуждение сочинений в МТО и рекомендация его участников стали необходимым условием приема молодежи в Союз композиторов.
Полтора года - срок небольшой. Но уже сейчас можно сказать, что идея создания Молодежного творческого объединения при Союзе композиторов Узбекистана была благотворной и принесла большую пользу.