Найти тему

На Дальнем Востоке

(Страница 3)

БАМ – последняя стройка социализма

Немного истории

В 1906 году (сразу после русско-японской войны) в России обсуждается (и не в первый раз!) идея второго Транссиба и даже проводятся изыскательские работы.
Далее все стихает до 1924 года.
В
1930 году Далькрайком ВКП(б) выходит в СНК СССР с предложением о начале проектирования и строительства второй транссибирской магистрали с выходом ее к Тихому океану. В этом документе дорога впервые названа Байкало-Амурской магистралью.

-2

В 1933 году ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о строительстве БАМа. На самом деле в этом году только начинаются изыскательские и проектные работы по трассе будущей дороги.

-3

В 1937 году принимается решение о начале строительства участка Тайшет-Советская гавань. Оба названия - ключевые. Тайшет - это та развилка, откуда Трассиб и БАМ идут каждый по своему пути, а Советская гавань - это край земли: берег Тихого океана.

-4

В 1938-1940 годах идут работы (неизвестно какие) на участке Байкал-Чара-Тындинский.

В 1940 году завершено первое проектное задание всей магистрали. Однако сквозные поезда по БАМу еще не ходят и начнут ходить не скоро - до этого момента пройдет не один десяток лет.
После этого строительство не прекращается совсем, но идет небольшими участками и не очень быстро. Оно и понятно - война и послевоенная разруха не дают возможности вести полномасштабные работы.

-5

По сути сталинский БАМ оканчивается 1951 годом, когда поезда стали доходить до станции Лена (г.Усть-кут) на западе, а на востоке были построены ветки: Комсомольск-на-Амуре-Советская гавань и Известковая-Ургал. Оба участка в то время были больше похожи на ответвления Транссиба, чем на самостоятельную железную дорогу.

-6

Далее по самый 1967 год ничего сверхестественного не происходит. Какие-то работы ведутся, в основном местного значения, но серьезных денег не вкладывается. И вдруг в 1967-м начинаются"широкомасштабные проектно-изыскательские работы по всей трассе БАМа."

-7

В 1974 году разворачиваются строительные работы по всей трассе. 15 марта 1974 года Леонид Ильич Брежнев назвал БАМ "важнейшей стройкой IX пятилетки". 26 апреля создается первый ударный комсомольский отряд,

-8

27 июля "Правда" печатает передовую статью "От Байкала до Амура" - первую передовую статью о БАМе. Тогда же в июле 1974-го создается постоянно действующая комиссия по строительству и освоению БАМа.

-9

С этого момента стройка, что называется, понеслась. Темпы и масштабы строительства просто потрясают. Причем об этой стройке очевидцы рассказывают легенды!.. И не только про героизм и ударный труд. Так, например, мне рассказывали, что техники на строительство нагнали - море. И почти вся она была японской(!). С одной стороны ближе везти, чем из Европы, а с другой - это сколько ж должно стоить? Бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, что там еще у них было.

-10

Причем технику эту никто не ремонтировал и даже не обслуживал: работала сколько проработает. Сломалась - ее в сторону и пригоняют новую. Забавный эпизод: у японцев к каждому такому агрегату прилагался комплект одежды для рабочего. Комбинезон, куртка, кепка - все из джинсовой ткани. Это в Сибири-то!.. Само собой, что все это никто не носил - продавали на Большой земле. Сами знаете, чего тогда джинса стоила. А тут, как рассказывают, вполне стильная одежда была, не "ливайс", конечно, но все же...