Интересная встреча произошла у меня нынче в Черемшане. Разговорился однажды со строителями армянской национальности, занятыми капитальным ремонтом гостиницы.
Оказалось, что они из города Гюмри-бывшего Ленинакана. Я сказал, что там мне пришлось семь месяцев участвовать в восстановительных работах после катастрофического землетрясения в декабре 1988 года. Парни поинтересовались – где именно я работал. Когда я сообщил, что строил угловой четырехэтажный дом №17/7 – от фундамента и чуть ли не до сдачи, они изумленно переглянулись и сказали, что живут именно в этом доме, и стали благодарить: «Отличный дом, все сделано качественно, на совесть. Спасибо тебе и всем другим, кто его строил».
…Землетрясение 1988 года в буквальном смысле слова потрясло весь Советский Союз. За считанные минуты до основания был разрушен город Спитак, частично- город Ленинакан, сотни других населенных пунктов. Погибли десятки тысяч человек, тысячи стали инвалидами, более полумиллиона остались без крова. Из теле – и радиопередач мы знали, что вся страна принимала участие в восстановлении разрушенных городов и районов в братской республике. Сначала я и предположить не мог, что тоже придется поработать в далекой Армении. Но случилось именно так. Меня направили туда как специалиста по строительству,тем более, что когда-то в Нижнем Новгороде ( бывший Горький) я защитил диплом по сейсмостойкому строительству и имел допуск на работу в зонах сейсмической опасности. Сыграло свою роль и то, что, работая в Черемшанской МСО, я участвовал в возведении многих объектов: животноводческого комплекса в Карамышеве, школ в Беркет Ключе и Туйметкине, здания банка в Черемшане на улице Первомайской, жилых домов… Словом, опыт был большой.
В начале февраля 1989 года мы, 22 человека из стройтреста «Татгражданстрой» вылетели из Казани на самолете в Москву, а оттуда – в Ленинакан. После землетрясения здесь в основном уцелели одноэтажные постройки, а от многоэтажных жилых домов, школ и детских садов, больниц, магазинов, других зданий остались в основном лишь руины. Смотришь: некоторые здания снаружи вроде бы целые, а внутри все этажи обвалились. Мы сразу взялись за работу – разборку разрушенных землетрясением зданий и вывозку мусора в старый карьер за городом. Жили в вагончиках, питались в своей столовой, сами построили баню. А через месяц после приезда нам дали задание строить четырехэтажный дом №17/7, о котором говорилось в начале. Начиная с фундамента, все делали с учетом сейсмической опасности, используя много железобетона и арматуры. В городе работали люди десятков национальностей – со всех концов Советского Союза. Через два месяца срок командировки заканчивался, но руководство стройтреста уговорило меня остаться на строительстве дома, пообещав «золотые горы» и даже машину «Волга». Я остался, но сразу замечу: ни «золотых гор», ни «Волги» так и не заимел. Через семь месяцев, по приезду в Казань, оказалось, что наш стройтрест практически распался. Вскоре не стало и Советского Союза.
…В декабре исполнится 30 лет со дня страшного землетрясения в Армении, в ликвидации последствий которого пришлось участвовать мне и сотням других строителей из Татарстана. Хочется пожелать одного: пусть дружба и взаимовыручка братских народов будут вечными.
Хайдар Миндубаев.
с.Черемшан.
фото с pixabay.com