Вапуры - это магия Стамбула. Они как иголки пронизывают разорванную ткань - полотно города. Невидимыми нитями эти неугомонные труженики сшивают лоскуты вместе, образуя единое пространство для жизни миллионов абсолютно разных и часто не замечающих друг друга людей.
А между тем пассажирские корабли или морские автобусы бороздят воды Босфора, соединяя континенты уже 190 лет. 20 мая 1828 года в порт Стамбула прибыл первый вапур из Великобритании. Первым его капитаном был также англичанин по фамилии Келли. Корабль получил название Свифт. При чем курсировали вапуры не только в пределах города, но перевозили пассажиров в Муданию и Измир.
Но вернемся к первопроходцу. Перед использованием корабль был переименован и стал называться Сюрат.
В 1829-ом году на водной глади пролива появляется еще один вапур по имени Хилтон Йолифф (Hilton Joliffe). А в 1839 налаживается сообщение с Принцевыми островами, так как проявляется третий корабль по имени Сагыр (Sagîr). Начиная с 1837 года вапуры технически обслуживают три предприятия: одно английское и два российских, поэтому морской городской транспорт курсирует под британским или российским флагами.
Четкое расписание в паромном сообщении появляется лишь 1 мая 1851 года.
17 января 1851 года образуется первое турецкое государственное открытое акционерное общество, занимающееся пассажирскими перевозками на воде. В этот же день запускается 7 новых плавательных средств. Все корабли производства британской компании East Cowes, инженер проектировщик Джон Роберт Уайт (John Robert White).
Каждый вапур длинной 46,6 метров, шириной 2,9 метра связывают наконец-то разные районы Стамбула. Среди них Ускюдар, Тарабья, Бйлербеи, Гексу, Топхане. В 1857 году появляются новые корабли и новые направления, среди которых Бейкоз, Истинье, Белек, Кабаташ и другие. Всего насчитывается 22 маршрута, связывающих районы Стамбула.
Предприятие разрастается, как и потребность в его услугах. Развитие водного городского транспорта дает новый толчок к развитию города. Город растет! Ритм ускоряется и уже через короткое время, а именно в 1871 году начинают осуществляться не только пассажирские перевозки, но и перемещение гужевого транспорта и автомобилей. Но для этих целей решено создать свой корабль. Автором грузового вапура стал Мехмед Уста, а производство наладили на фабрике Хаскей (Haskoy). В этом же году парк пополняется первыми двумя судами из стали, произведенными в Великобритании. Их назвали Сухулет (Suhulet) и Сахильбент (Sahilbent). Сухулет означает легкость, а Сахильбент - объединяющий два берега. Первый верой и правдой служил целых 89 лет, вплоть до 1961 года. А второй, благодаря продаже в частные руки и бережному отношению, прослужил до 1996 года.
Время и сейчас не стоит на месте. нет уже тех деревянных кораблей, на смену им пришли стальные остроносые гиганты. они завораживают взгляд туриста, как впрочем и местного жителя. Но скоро и их век уйдет в историю. Не важно чьего производства были вапуры: английского французского или даже голландского, они навсегда пронзают наши сердца, сшивая намертво со Стамбулом.