Найти тему
Музыка и Жизнь

Джими Хендрикс: первые испытания

Джеймс Маршалл Хендрикс давно уже превратился в рок-икону, скорее всего вполне заслуженно, поскольку он был неутомимым новатором по части гитарного звукоизвлечения, создавал основу хард-рокового стиля, параллельно с Cream. Виртуозности его мог бы позавидовать и Паганини, а харизматичности все остальные рок-музыканты. Ранняя гибель только добавила интереса к его творчеству и сделала из него трагическую фигуру, как это часто бывает.

Однако меня не оставляет ощущение какой-то недоделанности его музыки. Прежде всего это касается альбомов, а при жизни Джими их вышло всего три. Я привык оценивать вклад исполнителя в рок-музыку альбомами, воспринимая их, как единое целое. Так вот альбомы Хендрикса мне слушать... скучно. Я пытался разобраться в чём дело - пришёл к выводу, что Джими, к сожалению, средний мелодист и композитор, хотя по части драйва (а это очень важно в роке) к нему нет никаких претензий. Предчувствуя гневные отклики хендриксоманов в комментариях, скажу сразу, что это моё личное мнение и любой ценитель Хендрикса может обвинить меня в некомпетентности - но настоящее искусство тем и хорошо, что каждый может выбрать для себя то, что ему нравится. А бывает, что в одном и том же произведении нравятся совершенно разные достоинства.

Вообще я хотел написать статью про последний прижизненный альбом The Jimmy Hendrix Experience под названием Electric Ladyland, поскольку на днях у него был юбилей - 50 лет со дня выпуска. Но понял, что этого альбома для статьи маловато без отсылок к предыдущим работам с одной стороны, а с другой стороны на каждом из трёх альбомов задействованы разные стороны талантов Джими (а я бы ещё и басиста Ноэля Реддинга не отделял далеко от Джими, кроме того, он бывал и соавтором). На остальных альбомах тоже рассыпаны жемчуга, хотя, по моему мнению, в недостаточном количестве.

Так что начну с первого альбома группы, который записывался с осени 1966 по весну 1967 года и вышел в мае в Британии, причём в США он вышел гораздо позже, через четыре месяца и в американском издании, в отличие от британского в альбом были включены хиты с синглов, благодаря чему американская версия получилась более ровной и интересной. Через тридцать лет туда ещё добавили бонус-треки с композицией Highway Chile, например, и стало совсем хорошо. Дебютный альбом назывался Are You Experienced? и название несло двойную нагрузку - помимо вопроса "Вы испытали?" следовала прямая ссылка на название новой группы - The Jimy Hendrix Experience - Опыты Джими Хендрикса, который слушатель и должен был испытать. по видимому, прослушав альбом

Я остановлюсь как раз на сингловых вещах, как наиболее интересных. Первый прорыв это, несомненно, Hey Joe - кавер-версия тяжёлого блюза американца Билли Робертса, написанная незадолго до этого. Песня была популярна и представляла из себя своего рода рок-стандарт, по аналогии с джазовыми стандартами - то есть эту композицию исполняло огромное количество групп. Но победили всех Джими Хендрикс/Ноэль Реддинг/Митч Митчелл, записав свою версию - с тех пор её, наверное, никто в другом исполнении и не представляет.

Хендрикс, что характерно, крайне неохотно брал в свои альбомы вещи других исполнителей. А вот на концертах он вовсю делал каверы, начиная с гимна США и заканчивая битловской Sgt. Pepper... В Hey Joe помимо очень удачно акцентированного гитарными пассажами Джими блюзового формата, обращают на себя внимание два кульминационных прогона из четырёх последовательных нот в хроматической гамме четыре раза в разных регистрах - крайне удачная находка для инструментального проигрыша, Реддинг тоже не подкачал с энергетикой.

Первой композицией на британском издании была достаточно новаторская композиция Foxy Lady - и вот тут следует вспомнить. что группа представляла из себя трио. Хендрикс - гитара, Реддинг - бас, Митчелл - ударные. Ритм-гитары в качестве подосновы не было и каждый из музыкантов нёс на себе увеличенную нагрузку, будучи вынужден заполнять пространство. На мой взгляд, уникальная манера игры на гитаре Джими, когда он легко чередовал арпеджио с аккордами и соло, легко переходил от одного к другому, а то и вообще совмещал, успевая побывать и ритм-гитаристом - все эти его уникальные навыки заполняли пространство иногда даже чересчур, так что от гитары можно было и устать. Беглая манера игры Реддинга на басу очень хорошо ложилась на гитарную эстетику Хендрикса - Реддинг хорошо чувствовал напарника. Митчелл тоже не был обыкновенным ритмическим ударником и разнообразил звук разными переходами. В композиции Foxy Lady все эти особенности звука группы очень хорошо видны, особенно на концертных вариантах исполнения

Ребята втроём умудрялись делать целую звуковую стену. В голову приходит аналогичное великое трио - Cream, но там вклад был распределён более равномерно, учитывая, что все три участника были большими мастерами своего дела. Ещё одно мощное рок-трио Nirvana по части плотности звука тоже была хороша, но к этому времени и инструментарий был несколько другого уровня. Во времена Хендрикса педаль "wah-wah" только-только появилась. Познакомил Хендрикса с эффектом динамического изменения тембра гитары через педаль не кто иной, как Фрэнк Заппа, и Джими немедленно стал применять эту квакушку при игре на своём инструменте, став в итоге популяризатором нового устройства в хард-роке.

Американская версия альбома начинается композицией Purple Haze, которой на британском альбоме не было - она была выпущена в Британии синглом за два месяца до выхода дебютного альбома и заняла третье место в хит-параде, что для дебютанта более, чем круто. Purple Haze неизменно входит во всякие списки "величайших песен рока" на первых местах. Композиция опять иллюстрирует новаторскую манеру игры Хендрикса на гитаре, когда даже сразу и не поймёшь играет он соло или берёт аккорды. Отмечу ещё, что и сольные проходы Хендрикса, возможно и не несут мысль, как соло другого Джимми - Пейджа, но зато намертво врастают в ту часть рок-н-ролльной гармонии, которую исповедовал наш герой. А рок, что ни говори, у Хендрикса свой, стопроцентный гитарный рок.

Если слушать альбомы Хендрикса целиком, а не отдельные хитовые вещи, то не оставляет впечатление довольно сырого и необработанного материала. В этом есть и свои плюсы - живость восприятия, но есть и свои минусы - как я уже писал выше, чувствуется какая-то недоделанность. Впрочем, я не исключаю намеренного выпуска Хендриксом таких работ. Уже с первого альбома была понятна тяга Джими к психоделике, он упорно двигался в этом направлении. На мой взгляд, от этого страдала структура его композиций, может быть отказывало чувство меры, но дисбаланс был налицо. Однако такая музыка для 1967 года была серьёзным откровением. Открытый и мощный гитарный рок, плотный звук, блистающий мастерством первый номер группы. Ряд песен содержит очевидные хард-роковые риффы. И пусть он не очень искусен, как в композиции Fire, но новый звук вышел на сцену и скоро займёт своё законное место в роке.

За неделю до выхода дебютного альбома его предварял сингл, композиции с которого только через тридцать лет, в 1997 году были включены в бонус-треки к альбому. На самом деле этот сингл в духе времени представлял из себя законченное произведение, которое сразу показало, что на сцену выходят большие музыканты. На стороне А была блюз-баллада в психоделической атмосфере The Wind Cries Mary с прекрасным аккордным рядом

На второй стороне была композиция ничуть не хуже, а может даже и лучше - кому что нравится - Highway Chile. Это тоже блюз, но в гораздо более высоком темпе. Заслуживает внимания сольное падающее вступление, которое повторяется потом между куплетами и усиливается в середине песни ритм-секцией. Вокальная манера ударным речитативом слегка напоминает рэп, появившийся много позже. Подобный приём Джими применил в более поздней композиции, которую я считаю вершиной его творчества - Crosstown Traffic. Вот такого рода короткие номера ему удавались замечательно, жаль. что у Хендрикса их не так уж и много.

В заключение обязательно надо отметить, что альбом занял в Британии сходу второе место в хит-параде. Сразу вслед за Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band великих Битлз, который вышел двумя неделями позже. Стало быть запрос на такую музыку в Британии был. В Америке, похоже, Хендрикса, воспринимали с бОльшим трудом - он и предпочитал выпускать альбомы первыми в Британии и даже переехал жить в Лондон.

Ну а теперь, пятьдесят один год спустя, альбом Are You Experienced? группы The Jimi Hendrix Experience считается лучшим (одним из лучших) дебютных альбомов в рок-музыке. Такие вот эксперименты. А в заключение так и подмывает вспомнить, что тогда же группа записала сингл 51st Anniversary (тоже вышел бонус-треком к альбому в 1997 году) - уж больно название подходит к сегодняшней статье