Найти тему
OVER 9000

Рывки и провалы при разгоне: причины и решения

Резко нажали газ - а машина показала фигу... Либо ускорение очень вялое и чередуется с провалами и рывками. В самых запущенных случаях это проявляется даже при плавном разгоне, или мотор начинает "троить" на холостых. Почему так происходит, сегодня предлагаю разобраться вместе. И для начала, чуть-чуть теории.

фото: moymotor.ru
фото: moymotor.ru

Чуть-чуть теории

Сперва давайте вникнем в суть понятия "провал тяги". Топливо поступает из бензобака в двигатель, где сжигаясь, толкает поршни, производящие полезную работу - ускорение автомобиля. И те самые провалы и рывки - ни что иное как периодические пропуски этапа "толкания". То есть, в одном или нескольких цилиндрах не осуществляется (или осуществляется не в должной мере) такт рабочего хода. С этим разобрались. А теперь начинается вполне логическая цепочка причинно-следственных связей: от бензобака до цилиндра. По сути, глобальных вариантов всего два: либо не хватает топлива, либо смесь не может нормально сгореть. Но это теория, а нас интересует почему так происходит на практике.

Причины и решения

Подробно рассмотрим наиболее распространённые случаи. Сразу оговорюсь, что причины вышеописанного поведения во многом совпадают с причинами большого расхода топлива, которые мы уже обсуждали ранее. Более того: "дерготня" как правило и сопровождается излишним аппетитом двигателя. Но провалы тяги могут иметь и другие корни.

1) Недостаточная производительность насоса. Или, как вариант: забитый топливоприёмник в бензобаке/грязный топливный фильтр (то есть, любые помехи на пути горючего). Пожалуй, это наиболее часто встречающаяся причина. Как следствие - падение давления в топливной рампе и компенсация этого падения продолжительностью открытия форсунок. Как следствие, расчётный состав смеси меняется, из-за чего машина много жрёт и плохо едет. Когда же горючего в пиковых моментах (на разгоне) уже откровенно не хватает, начинаются провалы и рывки. Частично это явление мы обсуждали в статье по ссылке выше и углубляться в подробности не буду. Скажу лишь, что самое первое что нужно сделать - вспомнить про существование топливного фильтра и в каком веке его последний раз меняли.

Типичное состояние сетки в бензобаке, которую никто не трогал лет пять. А бывает и много, много хуже. (фото: kovsh.com)
Типичное состояние сетки в бензобаке, которую никто не трогал лет пять. А бывает и много, много хуже. (фото: kovsh.com)

2) Проблемы с зажиганием. А вот здесь рассмотрим ситуацию подробнее.

Вариант "А": уставшие свечи. Из-за нагара на электродах, его оплавления, трещинах в изоляторе и других причин. В любом случае, поджиг смеси не осуществляется как положено. Диагностика элементарна - выкрутить и посмотреть. Возможно, увиденное вас сильно удивит.

Очередная бабкина страшилка в виде картинки с "неправильными" свечами. На самом деле, действительно пугаться стоит только состояний 4, 6, 7, 8. Остальные варианты совершенно не говорят о том, что всё пропало, да и по таким вот "учебным" фото нормально всё равно ничего не понять. (фото: avto-forum.name)
Очередная бабкина страшилка в виде картинки с "неправильными" свечами. На самом деле, действительно пугаться стоит только состояний 4, 6, 7, 8. Остальные варианты совершенно не говорят о том, что всё пропало, да и по таким вот "учебным" фото нормально всё равно ничего не понять. (фото: avto-forum.name)

Вариант "Б": неисправные катушки зажигания. Здесь определить визуально едва ли получится. Но слава богу, нынче любой ВАЗ умеет самодиагностироваться и пропуски в зажигании определит без проблем. Даже в каком цилиндре скажет. Был бы сканер. Ну или бортовой компьютер с экранчиком - стоит недорого, а штука очень полезная.

Подобный бортовой компьютер стоит более чем демократично, а головной боли снимает просто тонну
Подобный бортовой компьютер стоит более чем демократично, а головной боли снимает просто тонну

Вариант "В": пробой изолятора катушки. То есть, само устройство исправно, а вот резиновый чехольчик порван, или задубел и треснул. Из-за этого искра убегает не на электроды свечи, а на стенку свечного колодца. Кстати, абсолютно схожая ситуация с высоковольтными проводами - они должны быть не деревянные и уж тем более не рваные. Как и в случае со свечами, проверка ваших догадок - дело буквально пяти минут.

Пример пробитого резинового изолятора катушки зажигания. Видна трещина и две точки, чрез которые искра "перебегает" на стенку колодца. (фото: bvy.su)
Пример пробитого резинового изолятора катушки зажигания. Видна трещина и две точки, чрез которые искра "перебегает" на стенку колодца. (фото: bvy.su)

Собственно, вот и вся диагностика. Конечно, всегда есть место исключениям, но общая картина рывков и провалов тяги в 90% случаев укладывается в вышеописанные причины. Поэтому - не бойтесь засучить рукава и помочь своей машине сами. Поверьте, это самый верный вариант.

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем мощного ускорения и стабильного зажигания!

P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке на мой канал OVER 9000!
Данная статья публикуется мной исключительно на Яндекс.Дзен. Если вы читаете ее на ином ресурсе без ссылки на мой канал, знайте: ее просто своровали :)