Найти тему

Первые русские танки

В России хватало и талантливых инженеров, и офицеров с бо­евым опытом и своим взглядом на боевые машины. Перископ для бронетехники, система вентиляции орудийных башен, гирос­копический стабилизатор вооружения, позволяющий прицельно стрелять из броневика или танка на ходу, - это все русские изоб­ретения времен Первой мировой войны. Решало их судьбы ГВТУ - Главное военно-техническое управление.

В начале 1915 года изобретатель Александр Васильев закончил проект и построил модель гусеничной боевой машины с броней и вооружением «как у больших бронеавтомобилей». Черчилль еще только собирал свой Комитет сухопутных кораблей, не имея ниче­го, кроме записки полковника Суинтона. А тем временем ГВТУ вынесло приговор российскому танку: «Технический комитет приз­нал, что предлагаемое приспособление г-на Васильева (имеются в виду гусеницы) для военного ведомства не применимо».

Полковник артиллерии Гулькевич в марте 1916 года подал в ГВТУ рапорт. Гулькевич считал, что на фронте нужна бронированная гусеничная машина с легкой пушкой и несколькими пулеметами. Он уже получил патент на «новый способ бронирования и вооружения тракторного самохода» и даже начал постройку машины на Обуховском сталелитейном заводе.

Отмахнуться от полковника было трудно, и Главное военно­техническое управление одобрило проект. Изобретателю дали денег на продолжение работ. Но настояли, чтобы «самоход» за­канчивали на Путиловском заводе. Его и заканчивали. Восемь месяцев, а война шла. Потом два месяца испытывали.

Бронетрактор Гулькевича, вооруженный 76-мм пушкой и дву­мя пулеметами, показал скорость до 15 км/час и хорошую про­ходимость. Изобретателя поздравили и, не теряя драгоценного времени, заказали еще... одну машину. Обе оставили служить в Петроградском запасном бронедивизионе, до фронта они не дошли. Попав в руки большевиков, один из бронетракторов, «Ахтырец», успешно воевал, а второй охранял штаб революции - Смольный институт. Оба прослужили до 1923 года и погибли «естественной смертью» машин - износились и пошли на переп­лавку.

Внешне машина похожа на полугусеничный автомобиль, и все же это именно трактор. Центр тяжести расположен над гусеницами, нагрузка на передние (поворотные) колеса невелика, что обеспечивает высокую проходимость
Внешне машина похожа на полугусеничный автомобиль, и все же это именно трактор. Центр тяжести расположен над гусеницами, нагрузка на передние (поворотные) колеса невелика, что обеспечивает высокую проходимость

Изобретатель Александр Александрович Пороховщиков был небедным и влиятельным человеком. Он сумел предложить свой проект гусеничной машины в Ставку Верховного главнокоманду­ющего. Хотя ГВТУ не одобрило проект, машину решено было строить. Начались работы 1 февраля 1915 года в Риге, в казармах ушедшего на фронт Нижегородского
пехотного полка. Командо­вание выделило изобретателю 25 солдат-мастеровых и столько же рабочих.

Уже в середине мая Пороховщиков смог сесть за штурвал сво­ей машины, получившей название «Вездеход». Пятикратное превосходство над зарубежными аналогами в скорости «Вездеход» получил благодаря изобретенному Пороховщиковым колесно-гусенично­му движителю.

Единственная гусеница шириной во всю машину не позволяла ей сесть на брюхо. Но поворачивать «по-танковому», приторма­живая одну из гусениц, «Вездеход» не мог. Изобретатель снаб­дил его парой поворотных колес. По твердым дорогам «Везде­ход» шел, опираясь на колеса и задний ведущий барабан. В рых­лой земле колеса тонули, пока машина не опускалась на всю по­верхность гусеницы.

«Вездеход» Пороховщикова. Российская империя, 1915 год.
Длина: 3,6 м, ширина: 2 м, высота: (без башни) 1,5 м, предполагаемый окончательный вес:
(с башней) 3,5-4,0 т.
Двигатель: автомобильный, 20 л.с. Комбинированный колесно-гусеничный движитель (одна гусеница и два управляемых колеса). Максимальная скорость: 40 км/ч. Предполагаемое бронирование: 8 мм.
Предполагаемое вооружение: 1-2 пулемета
«Вездеход» Пороховщикова. Российская империя, 1915 год. Длина: 3,6 м, ширина: 2 м, высота: (без башни) 1,5 м, предполагаемый окончательный вес: (с башней) 3,5-4,0 т. Двигатель: автомобильный, 20 л.с. Комбинированный колесно-гусеничный движитель (одна гусеница и два управляемых колеса). Максимальная скорость: 40 км/ч. Предполагаемое бронирование: 8 мм. Предполагаемое вооружение: 1-2 пулемета

Еще одна особенность «Вездехода» - водитель и стрелок си­дели в нем плечом к плечу, а не в затылок. Поэто­му машина получилась короткой. Конструкция «Вездехода» позволяла сделать его плавающим. Он стал бы незаменимым в разведке, в боевом охранении, в рей­де по вражеским тылам. Но при штурме окопов, под огнем, резиновая гусеница была бы уязвимой для пуль и осколков, а колеса могли запутаться в колючей проволоке.

Возможно, поэтому ГВТУ закрыло дальнейшие работы над «Вездеходом».

Когда в России узнали об английских танках, разразился скан­дал. «Сухопутный флот - русское изобретение», - писала газета «Новое время», сравнивая машину Пороховщикова с британски­ми «крейсерами». Тогда никто не сомневался в том, что «Везде­ход» - действительно первый в мире танк.

Но это был танк для маневренной войны. Танк, обогнавший свое время.

Нажмите на палец!

Подписывайтесь на канал "ИСТОРИЯ ВРЕМЕН И НАРОДОВ".

У нас много интересного и полезного!