Хочу поделиться с вами воспоминаниями о дорогих мне старших товарищах, о выдающихся артистах Государственного национального ансамбля песни и танца Дагестана, директором и организатором которого был мой отец Татам Алиевич Мурадов, рассказать о моем детстве и моей юности, прошедшей в этом замечательном и прославленном коллективе.
Моя мать – Адибекова Эра-ханум, первая народная артистка Дагестана, награжденная орденом Трудового Красного Знамени, Манафов Казим Абасович, его жена Галина Ивановна, Урудж Абубакаров, Гасан Аликберов, Аминат Ибрагимова, Раза Гуренашвили, гармонист Паша Иримов, Али Гимбатов и многие другие известные дагестанские артисты трудились в этом ансамбле. Все они меня очень любили, и я получил там первые уроки воспитания и любви к труду.
Время летит неумолимо, и порой мне вспоминается все то доброе, что дали мне эти люди. Особенно отчетливо помню Казима Манафова и его жену Галину Ивановну. Эта верная пара пронесла свою любовь и верность сквозь долгие годы и являлась примером для многих, как надо любить и уважать товарищей по искусству. После долгих и изнурительных репетиций надо было как-то разряжать обстановку, и душой коллектива всегда была эта замечательная пара. Казим Абасович свой юмор и шутки всегда начинал со своей жены. Иногда Галина говорила: «Слушай, Казим, может, ты от меня отстанешь, выбери для шуток кого-нибудь другого из коллектива». На это он отвечал: «Слушай, дорогая, а кто тебя знает лучше меня, и поэтому ты не обижайся, видишь, артисты устали, их надо как-то приободрить». Казим Абасович вообще был человеком добрым и с тонким чувством юмора, артисты хохотали со смеха от его юмористических рассказов и анекдотов. Репетиции проходили в филармонии, и иногда даже мой отец выходил из кабинета послушать юмористические байки Казима, вызивающие громкий хохот артистов. Улыбка никогда не сходила с лица Казима Манафова. Ну а о том, как он танцевал, можно говорить очень много. Казим и его жена танцевали так, как в Дагестане до сих пор никто не танцует, они танцевали лезгинку как высший эталон наивысшего мастерства, и в танце Галина ни в чем не уступала Казиму. Сейчас так не танцуют и вряд ли когда-либо будут танцевать.
Недаром они получили высокие звания. Помню их танец с частушками после декады Дагестана в 1960 года в Москве. Казим Абасович после того танца спрашивал жену: «Что ты делаешь со мной, я не могу выдержать такого бешенного и продолжительного темпа». Но Галя была очень довольна, что завела Казима. Танец с кинжалами Али Гимбатова не забываем. Когда гармонист Паша Иримов играл попурри из чеченских и кумыкских мелодий, все плакали от его игры, звуки его гармоники доходили до самого сердца и я, еще мальчишка, тоже плакал от этой игры. А какое было захватывающее зрелище, когда танцевал Гасан Аликберов!
Казим и Галя очень любили мою маму, всегда обращались к ней за советом и называли ее мама Эра. Казим часто танцевал с моей мамой, даже при исполнении композиции с частушками на кумыкском языке. Во время декады искусства Дагестана в Москве в 1960 году они покорили своим творчеством москвичей, все газеты восторженно писали о мастерстве дагестанских танцоров, солистов и музыкантов этого ансамбля.
Провожали меня в Армавирское авиационное училище всем ансамблем.
На вокзале был отец и военком республики, полковник Хайрутдин Заманов, друг отца, участник войны, командир дивизии. После окончания училища была моя свадьба, и 10 мая 1953 года все артисты ансамбля радовались и гордились мной, все они были на свадьбе, которая проходила прямо на улице. Никогда не забуду подарок Галины и Казима Манафовых, которые подарили мне зеркало в рамке и сказали: «Когда будешь смотреть на себя, вспоминай нас, и надо, чтобы тебе не было стыдно смотреть на себя, мы будем гордиться тобой». Их наказ я выполнил, им не пришлось краснеть за меня, я честно защищал свою Родину, дорогой мне город Ленинград, где я в 1963 году стал Почетным гражданином города.
Запомнился еще один эпизод. Я с женой отдыхал в Сочи в санатории «Ворошиловский». Тогда это был самый лучший санаторий в Союзе. Путевка для летчика была обязательной: если не был в санатории, к полетам недопускали. Отпуск был 45 суток из них 24 дня надо было провести в санатории. И вот ансамбль Министерства культуры ДАССР был направлен после декады в Сочи дать несколько концертов. Это было в июне 1960 года. Расположились они в санатории «Ворошиловский» в здании для гостей. И это была для меня незабываемая встреча со своими земляками, с моей мамой, со всеми участниками ансамбля. Я их, конечно, сразу же пригласил к себе в номер, пришел и начальник санатория. И вот начальник санатория говорит: «Друзья, сегодня в концертном зале санатория должны были выступать артисты филармонии г. Сочи, но их нет и что делать, я не знаю. Тут публика очень высокого ранга, генералы с женами, другие высокопоставленные люди, а концерт сорван». Тут Казим Абасович говорит ему: «Скажите спасибо Шурику (это значит мне) и Вам за гостеприимство, и, если не возражаете, мы дадим свой концерт». Обрадованный начальник вызвал директора концертного зала санатория и говорит: «Объяви, что концерт будет дан в срок силами артистов ансамбля из Дагестана, только что вернувшихся из Москвы». Это был концерт, запомнившийся навсегда. А когда Галя и Казим вышли танцевать лезгинку, а на гармошке играл один из лучших гармонистов Кавказа Паша Иримов, высокопоставленные генералы, адмиралы и другие отдыхающие стоя аплодировали им. Галя и Казим были в ударе, их вызывали три раза на бис. После концерта всех артистов отдыхающие приглашали в гости. Вот такими запомнились мне мои земляки, замечательные артисты, выдающиеся танцоры, певцы и музыканты. Все они заслужили ордена и медали, стали народными артистами России. Такими я их буду помнить всегда.
С уважением Александр Мурадов