Я захотела посмотреть фильм " Человек, который удивил всех", увидев всего пару кадров традиционного пресс-набора.
Венецианский фестиваль, какие-то провокационные настроения, публикации о фильме на самых модных интернет-платформах страны - меня зацепило не это.
Я просто увидела фото актёра Цыганова, лежащего на земле в красном платье у каких-то ног, обутых в кирзачи, а затем ещё одно фото того же Цыганова ( странного, с каким-то удивительно отстранённым нездешним взглядом) и поняла, что этот фильм я должна посмотреть.
Поэтому я благополучно не открыла все ссылки на интервью, всю критику, оставив себе более-менее свободное поле для восприятия и последующих размышлений, для которых сохранённые во вкладках интервью позже и пригодились.
С первых кадров, в которых под стилизованное фолк-пение герой плывет по реке на катере я поняла, что удивить типичного зрителя фестивального кино будет непросто: снова дикие места, того и гляди начнутся полузаброшенные деревни, серые плохонькие дома, ободранная эмалированная посуда, поездки по разбитым дорогам, некое гоп-поведение деревенского населения и (возможно) противостояние ему главного героя.
Ведь кассовое кино у нас - в гламурных квартирах и лофтах Москвы, все авторское - в дикой глуши.
Приходилось уповать только на по-настоящему хорошую историю да и опять же ( по большей части «лофтовый») актёр Цыганов некоей своей инородностью с первых кадров стал уводить фильм от предсказуемости и поражать именно тем, что все окружающее его словно отторгает, а он умудряется держаться.
Уже плывя на этом самом катере, он приковал мое внимание какой-то своей странной болезненной худобой, чересчур большой головой, глазищами, естественно, и я отчетливо видела что с ним что-то не так. С актером? С героем? Да с ними обоими. То есть с ним одним.
Любящая жена Наталья ( актриса Наталья Кудряшова) конечно накормит, обиходит, приласкает - по-деревенски просто, с суровой нежностью. Он - типичный интроверт, она - идеальная половинка для интроверта, они фантастически подходят друг другу, но то, что Егор болен не приходит в голову ни ей, ни кому бы то ни было ещё вокруг.
Между тем, у него последняя стадия рака и к онкологу он приходит не в первый раз, тот напоминает ему, что уже говорил о хосписе и ждёт его решения.
Вот и первый кандидат на то самое удивление - Егор удивил всех тем, что болен.
И это, честно говоря, сильная тема - незаметное очевидное, эмоциональная слепота, непонимание того, что происходит с ближним.
Потом прочитав интервью Цыганова, узнала, что он специально худел для этой роли, то есть создатели явно хотели, чтобы мы увидели то, чего по какой-то неведомой причине не заметили все члены семьи и односельчане.
Потом конечно все решили Егору помочь. Беременная Наталья уговорила его сходить на приём к известному профессору, затем потащила его к сомнительной шаманке ( эта шаманка - одна из самых главных удач фильма), односельчане скинулись деньгами, подбадривали нехитрыми «поправляйся».
Ставшая публичным достоянием история абсолютно выбила Егора из колеи, ведь у него уже был план - тихо дожить свои пару месяцев и умереть к чертовой матери, минуя бестолковые причитания и жалость.
Парадоксальный сценарий с платьем ( проспойлерить сильнее пресс-кадров, надеюсь, нельзя) по сути являлся единственно возможным: когда все твои цели разгромлены, ничего не остаётся кроме того, как попытаться не быть собой.
И этим тоже удивить окружающих.
ЛГБТ-проблематика фильма, как мне кажется, должна рассматриваться исключительно вокруг последней буквы аббревиатуры - Т, а не как мы тут на Руси привыкли - Л и Г. И скорее отношение к любой инаковости считывается. Разве что в данном случае агрессии больше, ибо задеты архетипические комплексы более агрессивного по природе пола. Я совершенно не увидела в герое никакого скрытого гея, скорее (изначально) своего рода юродивого, чучело вроде Лены Бессольцевой.
Но то, как Егор вместе с платьем и колготками примерил на себя и все темные стороны женского бытия - это и правда показано сильно.
Он в очередной раз удивил, теперь уже тупых скотских мужиков своей трансформацией. Он не просто нарядился, а именно что вылупился уже из первоначального робкого чучела в конечный результат - выход из своего пола.
Все продемонстрированное в фильме насилие мне показалось насилием именно над женщиной, остро вспомнилась «Необратимость» Гаспара Ноэ, а также кое-что из жизни - и стало по-настоящему не по себе.
Будь я режиссёром, я бы закончила именно на этой ноте, во имя правды жизни, но режиссеры Наталья Меркулова и Алексей Чупов обратили необратимость и это лично меня немножечко разочаровало. Вспомнился Серебренниковский «Юрьев день», который так хорошо, правдиво и напряжённо начинался, а кончился в дебрях эзотерики.
Не удивлюсь, если некоторые посмотревшие фильм онкобольные после официальных врачей и шаманов теперь пойдут "за платьями".
Впрочем, финальный поворот подарил несколько и по смыслу, и визуально прекрасных сцен, за которые можно все простить.
Это хорошая история, но все лучшее в ней на мой взгляд сделано актерами, а особенно Евгением Цыгановым.
Его многие упрекают в недостаточной эмоциональности, одинаковом выражении лица и вечной усталости в разных ролях. Мысленно беседуя с такими людьми хочется сказать: как оказалась к месту вся его интровертность! Считайте пол-фильма он молчит, но насколько выразительна его пластика и его глаза! Какую нескладную фигуру он себе позволил! Как вообще, чувствуется, ему приходилось бороться с этой ролью и как эта борьба в результате органично вписалась в контекст.
Есть сцена, где он забивает молотком гвоздь, я обратила внимание, как нелепо он это делает. И тут же осознала, что не могу понять: это актер молоток в жизни держал раза три в руках или это то самое, до чего его героя довела болезнь. Опять то же ощущение: оба, один.
Ему удалось показать, как шаг за шагом теряющая позиции стопроцентная мужественность растворяется, превращается в болезненную нежность, во что-то покорное и слабое, И сердце готово сжаться от ужаса и всякое " зачем же он так?" лезет в голову, но потом ты понимаешь, что это своего рода упертый стоицизм и что-то близкое к оправданному мученичеству за веру... в себя.
Так что для меня человек, который удивил всех, в том числе самого себя в результате - это именно актер Цыганов.