Как говорить с детьми о драках?
Вчера наш сын 9 лет от роду пришёл с занятий робототехникой в крайне расстроенных чувствах. Нет, робот поддаётся магии простецкого программирования: поёт, танцует, вещи по назначению доставляет. Источником беды стала соседка-ровесница.
Конструирование - занятие по сути своей весьма медитативное и успокаивающее. Но девочка за соседним столом так не посчитала, и все 2 часа стремилась к активному и весьма деструктивному общению. Бросала едкие "Дурень", "Лох", "Болван" и прочее. Воспитанный в добрых традициях сын как мог уходил от конфликта, пока вдруг коварная преследовательница не настигла его в перерыве ударом в лоб. И тут же закричала: "Я девочка! Меня бить нельзя!"
Вам смешно? Мне, откровенно признаться, было достаточно весело, несмотря на то, что пришлось прикладывать холод к растущей шишке.
"Не работают твои советы!" - глотал слёзы наследник - "Нужно мне было первым ей вдарить, ещё когда обзывалась"
Дело в том, что я придерживаюсь позиции "Драться надо - так дерись! Но всё же лучший конфликт - тот, который не случился". С самых азов, ещё с периодов "поперёк лавки" и "пешком под стол", я старалась внушать сыну, что драться вообще-то плохо. Получилось не сразу (в 3-4 года пришлось изрядно покраснеть перед воспитателями детского сада), но я близка к цели.
Весь цимес в том, что мне гораздо чаще встречаются противоположные мнения. Родители учат детей драться. Я работаю воспитателем в детском саду, и сложно даже представить себе, как часто приходится слышать наставления:
"Что ты как мямля? Ударь его как следует!"
"Держи динозавра, только никому играть не давай - сломают ещё. Будут отбирать - дерись!"
И дети дерутся. Мне кажется, их этому даже и учить не нужно - это базовая комплектация. А взрослые, утвердившиеся в том, что жизнь - борьба, и продвигаться по ней следует, распихивая всех локтями, всячески поощряют такое поведение.
Действительно, бывают в жизни ситуации, когда стоит ударить первым. Но - что важно - они достаточно редки. Многим удаётся целую жизнь прожить и так и не попасть ни в одну из подобных. Позиция "человек человеку волк" редко может привести к хорошим, доверительным взаимоотношениям, а такие ну просто ух как приятны.
И бывают ситуации, когда нужно давать сдачи. А ещё бывает, когда лучший выход - просто убежать. Отличить одно от другого - настоящее искусство. Им так, с кондачка, не овладеть.
Весь наш вчерашний вечер в итоге был посвящён разбору этой ситуации. Подрастающий мальчишка негодовал:
"Я тоже владею таким языком общения!" - и очень киношно размахивал руками и ногами.
"В *опу такую социализацию" - начнут же спорить про семейное образование при ребёнке, а потом удивляются.
"Увижу её в четверг, и точно каааак вдарю" - держа лёд на шишке.
"Нет, вообще больше не хочу её видеть!" - слёзы уже не сдержать.
И наконец: "Что мне делать, когда я её снова встречу?"
Я ждала этого вопроса, терпела бурю, была рядом. Мы договорились о том, что он расскажет всё как есть взрослому, который их курирует. Не чтобы тот отомстил драчунье, а чтобы знал, откуда можно ждать подвоха и был внимательнее. Вообще, я ему втихаря уже рассказала, но там очень проницательный взрослый, он притвориться, что не знает, и выслушает историю заново.
С самой девочкой решено было тоже поговорить. В духе "Мне не хочется с тобой больше общаться. Ты меня обидела. Сиди и собирай свой замок принцессы молча".
Я пыталась уговорить сына дать девочке второй шанс. Попробовать пообщаться - вдруг она интересная, просто не знает как это рассказать. Но тут он непреклонен. Его выбор.
Ну, и для успокоения, мы вспомнили, что если будет совсем уж и худо, и бедно, мы можем просто перенести время занятий и не встречаться с ней больше. Это, конечно, крайний вариант, но то, что он есть, очень утешает.
А как считаете вы: нужно ли учить ребёнка драться?