Найти в Дзене
VIKENT.RU

Категории: Изучение творческих личностей, талантов и гениев-4

Оглавление

Источник - портал VИсточник - портал VПо умолчанию Категории портала VIKENT.RU обычно содержат материалы, начиная с «древних греков» и раньше… Если Вы намерены читать материалы по избранной Вами теме, относящиеся к концу XX – началу XXI века, то в открывшейся Категории Вам нужно просто дважды кликнуть надпись сверху-слева: Год

В данной публикации указаны лишь первые несколько статей, из каждого раздела рассматриваемой Категории. На портале можно найти гораздо больше информации .

Деградация творческих людей

1065 г. н. э. Юношеская клятва Омара Хайяма и его друзей…

«Легенда гласит, что в молодости Омар ушёл из дома изучать ислам и Коран под руководством прославленного религиозного деятеля Имама Моваффака, жившего в Нишапуре. Там он свёл дружбу с двумя другими учениками - Хасаном Сабахом и Низамом аль-Мульком.

Омар Хайям
Омар Хайям

Друзья поклялись, что если кто-то из них станет богатым и знаменитым - что вполне могло случиться с теми, кто обучался у Моваффака, - то он поделится своим богатством и властью с двумя другими.

Юноши закончили обучение. Год проходил за годом; соглашение оставалось в силе. Низам отправился в Кабул. Омар, не обладавший серьёзными политическими амбициями, провёл некоторое время в качестве палаточника (другое возможное объяснение его имени аль-Хайями). Страстью его стали науки и математика, и он отдавал им большую часть своего свободного времени. Затем вернулся Низам, который добился для себя должности в правительстве и стал управляющим делами султана Альп Арслана в его резиденции в Нишапуре.

Источник - портал VIKENT.RU

1360 г. н. э. Классификация невежественных людей по Джованни Боккаччо

Джованни Боккаччо «… начинает XIV главу «Генеалогии богов» резкими выпадами против «vulgus», противопоставляя «плебейской толпе» «учёных людей».

Джованни Боккаччо
Джованни Боккаччо

Тут же разъясняется, что «плебс» состоит из трёх категорий.

Во-первых, это «некоторые безумцы, которые возымели наглость и развязность крикливо высказываться против всего, что делает любой достохвальный человек». «Выказывая себя не иначе как невеждами», эти люди «усматривают высшее благо в кутежах и вожделениях, в ленивом досуге, проводимом в тавернах и лупанариях с чашами полными пенистого вина». Они «силятся хулить бдения учёных людей, труды, занятия, благородные соображения и скромность». Их доводы сводятся вот к чему: сколько сил и времени потерял учёный человек и сколько перевёл бумаги ради сочинения стихов - не лучше ли ему было спать, пить и наслаждаться.

Второй род «vulgus» - пытающиеся выдать себя за мудрецов, те, кто «прежде, чем увидел двери школы и услышал имена философов, уже считает себя самого философом». Они слывут учёными среди «черни», рассуждают на собраниях, нахватавшись кое-чего и цитируя авторов, которых они не читали.

Источник - портал VIKENT.RU

1543 г. н. э. Деградация специалистов по Андрею Везалию

«Да и Гален, знатнейший после Гиппократа в медицине, хотя иногда и гордился порученным ему лечением пергамских гладиаторов, но даже в преклонном возрасте не допускал, чтобы с вскрываемых им обезьян даже кожу сдирал не он сам, а его слуги, и при этом часто вспоминал, как в свое время тешился мастерством своих рук и как упражнял их подобно другим врачам Азии. И, кажется, никто из древних не преминул столь же заботливо сообщить потомству о лечении, выполняемом как с помощью оперирования, так и с помощью режима и медикаментов. Но после готского опустошения, когда пришли в упадок все науки, до тех пор процветавшие и развивавшиеся, как подобало, даже наиболее одаренные из медиков, сначала в Италии, а потом и в других странах, стали, подобно древним римлянам, гнушаться оперированием и начали поручать слугам то, что им полагалось сделать для больных собственноручно, а сами, подобно архитекторам, лишь присутствовали при их работе. Затем постепенно и прочие стали избегать беспокойств, связанных с подлинной медициной, [...]

Источник - портал VIKENT.RU

Изображение из себя творческой личности…

27 г. до н.э. Обожествление императора и его власти в Древнем Риме…

«Центральной, объединяющей все остальные элементы официальной идеологии идеей была идея величия и вечности Рима и его провиденциальной миссии, слившейся теперь с миссией самого Августа, - господствовать над всеми народами, принося им счастье и мир.

«Непобедимый император» и «вечный Рим», начиная с правления Августа и во всё время существования империи, были основой её официальной системы ценностей.

Им воздавался почёт, их культ принял в Италии и западных провинциях форму культа гения живых и обожествленных умерших императоров, а на Востоке, издавна привыкшем к царям-богам, - форму культа правящего государя.

Для обслуживания императорского культа создавались специальные коллегии, так или иначе включавшие все слои населения, от самых знатных до отпущенников и рабов. С императорами и их жёнами стали отождествлять различных богов и богинь, именовавшихся теперь Августами и Августами. Уже об Августе рассказывали, что он был сыном Апполона.

Источник - портал VIKENT.RU

170 г. н. э. Механизмы обмана лже-пророком граждан по Лукиану

В греческий город явился некто Александр и после нескольких несложных чудес для привлечения внимания горожан (Лукиан описывает их как несложные фокусы в затемнённом помещении) обещал им предсказывать будущее…

Лукиан
Лукиан

«Александр советовал каждому написать на табличках, что он желает или что он особенно хотел бы знать, затем связать таблички и запечатать их воском, глиной или чем-нибудь вроде этого. Обманщик сам брал таблички и, войдя в святилище (храм был уже воздвигнут и были приготовлены подмостки), объявлял, что будет через глашатая и священнослужителя по очереди вызывать подавших таблички. Он обещал, выслушав ответ Бога, возвратить таблички запечатанными, как они были раньше, с приписанным ответом на вопрос: Бог-де отвечает на всё, о чём бы его ни спросили.

Источник - портал VIKENT.RU

1604 г. н. э. Гришка Отрепьев - первый русский самозванец

«Новый XVII век стал для русского православия эпохой огромных потрясений.

Одно из них связано со Смутой, знаменовавшей собой политический, экономический и социальный кризис Русского государства. Православная церковь, как и светская власть, столкнулась тогда с феноменом самозванничества.

Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I)
Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I)

Первый русский самозванец - бывший монах Чудова монастыря в Москве Григорий Отрепьев выдал себя за сына Ивана IV, царевича Дмитрия, трагически погибшего ещё в царствование Фёдора Ивановича.

Сам факт самозванничества, т.е. принятие крещёным человеком имени другого и, следовательно, отказ от своего ангела-хранителя (от имени святого, в честь которого его назвали), равно как и отказ от молитвенного заступничества предков (на «том свете») свидетельствовало о кризисе средневековой религиозной идеологии.

Источник - портал VIKENT.RU

Эффекты ослабления творческой деятельности

1510 г. н. э. Эпигоны Леонардо да Винчи изгоняют дух противоречия из произведений…

«Как ни тягостно для глаза после творений Леонардо переходить к работам его учеников, а тем более - подражателей, копиистов, эпигонов (иногда их называют «леонардески» - Прим. И.Л. Викентиьева) , изучение их может немало помочь глубже проникнуть в зашифрованные, как его записи, замыслы живописных произведений Леонардо, в мир идей, которые особенно остро волновали великого гуманиста и побуждали его браться за кисть даже тогда, когда он, казалось бы, уже целиком был поглощён наукой.

Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи

На некоторых картинах подражателей, хронологически наиболее близких леонардовским шедеврам, можно встретить не только модифицированное повторение композиций да Винчи, но порою даже обострение некоторых черт, что резче обнажало подтекст произведения. Очевидно, из современников Леонардо не одному Пьетро да Нуволариа был понятен (а кое-кому и близок) ход мыслей непокорного Винчианца.

Источник - портал VIKENT.RU

1580 г. н. э. Педанты и неспособность к действию по Мишелю Монтеню

«Так уже повелось издавна; ведь ещё Плутарх говорил, что слова «грек» и «ритор» были у римлян бранными и презрительными. В дальнейшем, с годами, я понял, что подобное отношение к педантизму в высшей степени обоснованно и что magis magnos clericos, non sunt magis magnos sapientes. (Более великие учёные – ещё не значит более великие мудрецы).

Мишель Монтень
Мишель Монтень

Но каким образом может случиться, чтобы душа, обогащённая знанием столь многих вещей, не становилась от этого более отзывчивой и живой, и каким образом ум грубый и пошлый способен вмешать в себя, нисколько при этом не совершенствуясь, рассуждения и мысли самых великих мудрецов, когда-либо живших на свете, - вот чего я не возьму в толк и сейчас.

Чтобы вместить в себя столько чужих мозгов, и, к тому же, таких великих и мощных, необходимо (как выразилась о ком-то одна девица, первая среди наших принцесс), чтобы собственный мозг потеснился, съёжился и сократился в объёме.

Источник - портал VIKENT.RU

1794 г. н. э. Отрицательное влияние на личность великих умов – случай Фридриха Гёльдерлина

«…в конце 1794 года переселился из Вальтерагаузена в Иену, перед ним открылись возможности общения с такими великими немецкими умами, как Шиллер, Гёте, Гердер, Виланд.

Фридрих Гёльдерлин
Фридрих Гёльдерлин

Особенно покровительствовал молодому поэту Шиллер, назвавший его «самым талантливым швабом». Он приглашал Гёльдерлина сотрудничать в своих журналах, беседовал с ним об искусстве, поэзии и эстетике.

Но встречи и беседы с поэтами и философами в Иене вызывали нервную, противоречивую реакцию у Гёльдерлина.

Источник - портал VIKENT.RU

Для продуктивной работы с Категориями, целесообразно использовать режим Сравнение

Все исследовательские темы портала VIKENT.RU

В данной публикации указаны лишь первые несколько статей, из каждого раздела рассматриваемой Категории. На портале можно найти гораздо больше информации.

Источник