Обязан ли застройщик оплачивать устранение недостатков в новой квартире?
К сожалению, не так уж и редко встречается ситуация, когда после приобретения новой квартиры собственнику приходится иметь дело с ее недостатками. Не обязательно недостатки должны быть существенными, однако они в квартире имеются, и устранять их новому владельцу квартиры предлагается за свой счет.
И чаще всего фирма-застройщик эти недостатки устранять отказывается, а суды первой инстанции ссылаются на то, что они не мешают собственнику проживать в этой квартире и не являются существенными.
Однако Верховный суд посчитал, что даже мелкие дефекты могут стать свидетельством того, что квартира не соответствует предъявляемым к жилью требованиям.
Рассмотрим подробнее.
Когда застройщик будет вынужден устранить недостатки
В приведенном нами примере новый собственник получил жилое помещение с множеством, казалось бы, небольших дефектов: грязные обои, неровные стены, пол с выбоинами, батарея отопления мешает двери закрываться и т.п. Собственник обратился к застройщику с требованием устранить вышеуказанные дефекты или оплатить ему стоимость ремонта по их устранению. Однако ему было отказано.
Аргументы застройщика были следующими:
1. неровные стены и пол и прочие недостатки не мешают новому собственнику использовать жилье по назначению;
2. в договоре указано, что жилое помещение должно соответствовать проектной документации и техническим регламентам. Квартира регламентам соответствует, имеется разрешение на ввод жилого помещения в эксплуатацию;
3. поскольку нормы носят не обязательный характер, а являются рекомендациями, их несоблюдение не является основанием для возникновения у застройщика обязательств по устранению недостатков.
На основании этого, заявили в суде представители застройщика, можно сделать вывод о том, что оплачивать или проводить ремонт компания не обязана.
Однако высшая судебная инстанция, изучив материалы дела, пришла к другим выводам:
1. Закон «Об участии в долевом строительстве…» гласит, что новому владельцу жилья должна быть передана квартира, соответствующая не только техническим нормам и регламентам, но и «иным обязательным требованиям».
2. Эти требования включают в себя отношения, которые регламентируются законом «О защите прав потребителей».
3. В вышеуказанном нормативном акте определено, что дефектом товара считается его несоответствие не только определенным в договоре требованиям, но и иным обычно предъявляемым к товару требованиям, даже если они в договоре не указаны.
В отношении жилых помещений такими требованиями являются требования строительных норм и правил (СНиП) и СП. После проведенной экспертизы выяснилось, что нарушения этих нормативов присутствовали, и в договоре истца не оказалось пунктов, согласно которым наличие таких дефектов могло бы быть допустимым.
С учетом вышеизложенного Верховный суд обязал суд первой инстанции пересмотреть дело. Застройщику придется устранить дефекты за свой счет.
© Закониус, 2018 г.