Александр Иванович Выборнов – человек-легенда. В годы Великой отечественной войны совершил 350 боевых вылетов, на его счету не один сбитый вражеский самолет. В один из таких вылетов спас своего ведомого, который в воздушном бою был тяжело ранен, но сумел посадить самолет.
Это случилось 12 сентября 1943 года. Линия фронта проходила недалеко от Харькова. Немецкие самолеты-корректировщики, прозванные из-за своей своеобразной конструкции «рамой», не давали покоя советским танкистам и артиллеристам. С воздуха немецкие «рамы» высматривали расположение наших частей, передавали их координаты, и огневые налеты следовали один за другим.
Перед нашими летчиками была поставлена задача, найти и уничтожить вражеские «рамы». На боевое задание вылетела четверка советских истребителей. Ведущей одной пары был Александр Выборнов, а другой старший лейтенант Александр Тверяков.
Сразу «раму» обнаружить не удалось. Тогда летчики решили сделать заход с немецкой территории, и сразу же попали под обстрел вражеских зениток. Набрав, недоступную для снарядов зениток, высоту 2500 -3000 метров, вдруг обнаружили, что на советскую территорию держат курс 45 немецких бомбардировщиков, под прикрытием 20 истребителей.
Четверка советских самолетов, при явном преимуществе врага, принимает решение атаковать. Во время боя, самолет Тверякова был подбит и загорелся. Бросая машину из стороны в сторону, летчику удалось сбить пламя. На команды Выборонова Тверяков не реагировал. Но тут Выборнов увидел, что самолет Тверякова пошел на посадку. Машина приземлилась на фюзеляж на немецкой территории. Кабина самолета не открывалась. Выборнов понял, что Тверяков ранен и нет сил выбраться самому. Надо спасать! Прокричав в эфир команду: «Прикройте, иду на посадку!», Выборнов жестко посадил свой самолет недалеко от самолета Тверякова. Не выключая мотор, выскочил из кабины и бросился к Тверякову, тот был в кабине без сознания раненый, обожжённый. Не без труда открыл "фонарь" и выволок товарища из самолета. Но как поместить раненого в одноместную кабину своего самолета? Выборнов решил спасать друга в отсеке для инструментов. Быстро затолкав Тверякова туда (правда ноги не поместились), сел за штурвал своего самолета и пошел на взлет. Но размера поляны для разгона самолета не хватило. Спас положение невесть откуда взявшийся бугорок, с него как с трамплина самолет оторвался от земли и взлетел. Выборнов взял курс на восток, к своей территории. Но до своего аэродрома Александр не дотянул – закончилось топливо. Машину пришлось сажать на передовой аэродром штурмовиков ИЛ-2.
Своего раненого товарища Александр Выборнов передал врачам, подъехавшим на санитарной машине к самолету.
Взглянув на свой ЯК, Выборнов ужаснулся – лопасти винта были погнуты. Как только ему удалось взлететь с ограниченной площадки и дотянуть до своих?
Позже Александр узнал, что когда он посадил свой самолет рядом с подбитой машиной Тверякова, «мессеры» начали кружить над местом посадки, пытаясь уничтожить оба самолета. Но наши летчики вступили в бой с врагом, и оттянули на себя вражеские самолеты.
Если вам было интересно, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.