Найти в Дзене
Новгород.ру

В лесах Новгородской области затерялся уникальный каменный мост 1916 года

Весна — лучшее время для поездки к старому каменному арочному мосту, спрятавшемуся в лесах Новгородской области. Мост построили в 1916-1918 годах для железной дороги Новгород — Бологое. Из-за первой мировой войны железную дорогу так и не достроили.

1. Мост через реку Ярынья и болотная калужница. В лесу сейчас все цветет.
1. Мост через реку Ярынья и болотная калужница. В лесу сейчас все цветет.

О том как добраться до этого места мы расскажем в конце публикации, сначала о том, как это место выглядит весной.

2. Вид в обратную сторону, река Ярынья. Ниже по течению находятся деревни Колокола и Ярынья (на М10). Река впадает в Полометь, та впадает в Полу, а та, в свою очередь, в озеро Ильмень.
2. Вид в обратную сторону, река Ярынья. Ниже по течению находятся деревни Колокола и Ярынья (на М10). Река впадает в Полометь, та впадает в Полу, а та, в свою очередь, в озеро Ильмень.
3. В Дновской дистанции службы пути ПЧ-21 сказали, что это ветка все еще действующая.
3. В Дновской дистанции службы пути ПЧ-21 сказали, что это ветка все еще действующая.
4. Хотели проехаться по ней на мотодрезине, но теперь видимо придется искать не только мотодрезину, но и бензопилу. Участок от переезда до моста немного расчистили любители внедорожных покатушек.
4. Хотели проехаться по ней на мотодрезине, но теперь видимо придется искать не только мотодрезину, но и бензопилу. Участок от переезда до моста немного расчистили любители внедорожных покатушек.
5. В солнечный весенний день удалось разглядеть старую насыпь. Она ниже, и проложена с южной стороны параллельно существующей железной дороге. Крутые берега реки Ярынья рядом с мостом на самом деле являются остатками старой насыпи. Возможно и мост построен позже, а не одновременно со строительством ветки Валдай — Крестцы в 1914-1916 годах.
5. В солнечный весенний день удалось разглядеть старую насыпь. Она ниже, и проложена с южной стороны параллельно существующей железной дороге. Крутые берега реки Ярынья рядом с мостом на самом деле являются остатками старой насыпи. Возможно и мост построен позже, а не одновременно со строительством ветки Валдай — Крестцы в 1914-1916 годах.
6. Так как старый мост был ниже, то железная дорога к нему шла по выемке. Если идти со стороны переезда, то выемка начинается в кривой.
6. Так как старый мост был ниже, то железная дорога к нему шла по выемке. Если идти со стороны переезда, то выемка начинается в кривой.
7. Вид в сторону моста. В старой выемке остались телеграфные столбы. Охотники за черметом могли бы снять с них провода, а не резать рельсы конца 19 века.
7. Вид в сторону моста. В старой выемке остались телеграфные столбы. Охотники за черметом могли бы снять с них провода, а не резать рельсы конца 19 века.
8. Охотники за черметом большая проблема в наших краях. Тащат все что можно унести. Этот рельс порезали и скинули с моста еще в прошлом году. Видимо хотели сплавить вниз по реке.
8. Охотники за черметом большая проблема в наших краях. Тащат все что можно унести. Этот рельс порезали и скинули с моста еще в прошлом году. Видимо хотели сплавить вниз по реке.
9. Видно что контррельсы сняты и один порезан. По этой ветке в прошлом году заведено 4 уголовных дела, в том числе и с задержаниями на месте преступления.
9. Видно что контррельсы сняты и один порезан. По этой ветке в прошлом году заведено 4 уголовных дела, в том числе и с задержаниями на месте преступления.
10. ЮРДМО (Южно-Русское Днепровское металлургическое общество) IX 1896 РЖД. Видимо, во время ремонта или строительства, в качестве контррельса уложили старые рельсы. Если, в целом, на ветке использованы рельсы 1930-1960 годов, то контррельс был целиком из 19 века. Его то и порезали.
10. ЮРДМО (Южно-Русское Днепровское металлургическое общество) IX 1896 РЖД. Видимо, во время ремонта или строительства, в качестве контррельса уложили старые рельсы. Если, в целом, на ветке использованы рельсы 1930-1960 годов, то контррельс был целиком из 19 века. Его то и порезали.
11. СПБ. ВИТ. 1901. IX. НАДЕЖД. ЗАВ Б.Т
11. СПБ. ВИТ. 1901. IX. НАДЕЖД. ЗАВ Б.Т

Подробнее про этот уникальный мост можно прочитать в разделе «Достопримечательности».

Как найти это место?

По М10/E105 Москва — Санкт-Петербург до деревни Ярынья. От Великого Новгорода примерно 110 км. С М10 нужно съехать по указателю на деревню Колокола. Далее по грунтовке до переезда, примерно 3 км. От переезда, направо, 1 км. пешком по шпалам.