В прошлом посте я рассказывала о том, что не надо говорить ни детям, ни взрослым, ни самому себе. После таких статей обычно рождается закономерный вопрос, а что тогда надо? Вот три правила!
ПРАВИЛО 1: хвалить и критиковать не личность, а поступок.
То есть не «ты такой-сякой», а «мне (не) понравилось, что ты сделал то-то и то-то». У детей нет врожденных ориентиров и понимания, как устроен мир, все свои познания они черпают, наблюдая за окружающими и слушая родителей. Последние являются безусловным авторитетом и все, что они говорят есть истина в первой инстанции. И если мама сказала, что я – тупица. Значит так оно и есть. А дальше все то, о чем я писала ранее - ярлык намертво приклеивается к личности и начинает формировать ее реальность.
Ну и когда мне говорят: «Ты - неуклюжий», я воспринимаю это как что-то вроде «У тебя третья группа крови», нечто врожденное, на что я повлиять не в состоянии и могу лишь страдать от того, что я такая. Когда же мне говорят – «Мне не нравится, когда ты разливаешь чай на пол», я понимаю, что мамино недовольство вызвано только тем, что я сделала. А это значит а) я сделала что-то неправильно, но в целом я – ок, б) чтобы не расстраивать маму, я просто постараюсь больше не разливать чай.
ПРАВИЛО 2: помнить, что похвала вызывает зависимость.
Если мы хвалим ребенка за каждый чих, у него формируется понимание, что все, что я делаю правильно – должно быть замечено окружающими и поощрено. А если я сделал что-то и за это не похвалили, значит я сделал это неправильно. В итоге ребенок, а после уже и взрослый, легко демотивируется если не слышит рукоплесканий окружающих за выполнение своей стандартной работы. А процесс работы и ее результат должны быть сами по себе достаточным мотиватором и позитивным подкреплением, сподвигающим на продолжение деятельности.
ПРАВИЛО 3: хвалить не за результат, а за старание.
Мы часто поощряем то, что у ребенка получилось хорошо и упускаем из виду деятельность, где ребенок честно прикладывал максимум своих усилий и все же ему не хватило знаний, навыков или сил, чтобы справиться с задачей. Такое положение дел может привести к тому, что ребенок начнет все чаще осторожничать и делать то, что у него хорошо получается и получать гарантированное эмоциональное «поглаживание» от родителя и избегать деятельности, которая сама по себе дается с трудом, так еще и не приводит к позитивному отзыву от мамы или папы, а то и вовсе критикуется взрослыми. Сидеть и делать то, что ты уже умеешь, это значит – не развиваться. А это ведь совсем не то, что нам хотелось бы для своих детей.
Если кратко, то как-то так.
____________________________________
Ну и как обычно, напоминаю, что провожу психологические консультации через видеозвонки (40 €/час) и очно в Амстердаме (60 €/час). Подробнее обо мне тут . Если вы заинтересовались, пишите на почту nepofreidu@yandex.ru .