Найти в Дзене
EA Culture

Три взгляда на Венецию 1918 года

Анри Эжен Огюстен Ле Сиданэ. Венеция вечером. 1918. Источник иллюстрации: The Athenaeum
Анри Эжен Огюстен Ле Сиданэ. Венеция вечером. 1918. Источник иллюстрации: The Athenaeum

Венеция всегда будоражила воображение даже самых обычных людей. А уж если образ этого уникального города брался запечатлеть художник, то особенности стиля и манеры каждого живописца проявлялись по максимуму.

Сто лет назад свои полотна посвятили Венеции сразу трое ярких мастеров, работы которых легко узнаваемы.

Борис Кустодиев. Воспоминание о Венеции. 1918. Источник иллюстрации: The Athenaeum
Борис Кустодиев. Воспоминание о Венеции. 1918. Источник иллюстрации: The Athenaeum

Маститый французский импрессионист Анри ле Сидане, которому на тот момент уже за пятьдесят, писал Венецию много и по-разному. Но картина 1918 года занимает особое место в его творчестве, поскольку это импрессионизм в концентрированном виде, доведенный чуть ли не до абсолюта, когда впечатления художника выражены настолько зримо и даже объемно, что, кажется, их можно потрогать рукой. Ступени лестницы как будто ниже воды лагуны. И это понятное впечатление, поскольку они не только визуально размыты вечерним туманом, но и наверняка скользкие (вот оно – ощущение, связанное уже с ногами, а не только со зрением!). Слева в кадр чуть втискивается нос гондолы. Она здесь явно лишняя, но как же без нее, если это Венеция? Гондола черная и характерной формы, потому что таково устоявшееся представление о ней, таково впечатление, созданное венецианскими гондолами. А величественный собор – это, вроде бы, вовсе и не собор, потому что он намалеван желтыми мазками будто впереди тумана, который должен быть между ним и зрителем. На этом месте должен быть собор с узнаваемыми очертаниями, а его купол и стены должны быть освещены заходящим солнцем. У нас такое впечатление. Эта картина ле Сидагне как бы завершает долгий путь импрессионистских городских пейзажей, среди которых многочисленные изображения Руанского собора, созданные Моне, и виды Темзы при разной погоде и в разное время суток.

Александра Экстер. Венеция. 1918. Источник иллюстрации: The Athenaeum
Александра Экстер. Венеция. 1918. Источник иллюстрации: The Athenaeum

Сорокалетний Борис Кустодиев, известный нам как искренний певец широкой русской души и красоты широкого же русского тела (с его купчихами, чаепитиями в Мытищах, русскими Венерами и Шаляпиными) вдруг предстает влюбленным в Венецию, причем настолько, что так сразу мало кто узнает руку именно этого мастера. Вместе с художником мы смотрим из тени колоннады, ограничивающей вид сверху и рубящей изображение на части вертикальными темными силуэтами, на праздно гуляющую публику, за которой вторым планом – «запаркованные» гондолы, за ними – лазурная вода лагуны, буквально сливающаяся с таким же небом (попробуйте разглядеть линию, из разделяющую, – от вас потребуется усилие), и в центре (в центре композиции, но и на среднем по глубине плане) – узнаваемый силуэт Венеции. Полотно Кустодиева (которое называется, между прочим, «Венеция. Воспоминание», и это, по свидетельству одного из мемуаристов, вполне осознанный ответ полотнам импрессионистов, добавлявших в названии работ слово «Впечатление») вытянуто горизонтально, что понятно, если вспомнить панораму невысокого города на воде.

Наконец, картина Александры Экстер – яркой представительницы русского авангарда, входившей в группу Малевича «Супремус», но жившей во Франции и дружившей с Пикассо и Аполлинером. Здесь Венеция увидена уже совсем иначе, в стилистике, напоминающей «солнышки» Делоне, но только гораздо более ярких цветов и в смелом сочетании множества элементов, узнаваемых, но перемешанных самым странным образом. Важность этой картины еще и в том, что современные исследователи находят много общего между этой картиной и «Герникой» Пикассо.

Но это тема другого рассказа, а пока обратим внимание, насколько разными, но при этом легко узнаваемыми были взгляды трех художников на Венецию в 1918 году, на пике века модерна.

Иллюстрация 1. Анри Эжен Огюстен Ле Сиданэ. Венеция вечером. 1918. Источник иллюстрации: The Athenaeum.

Иллюстрация 2. Борис Кустодиев. Воспоминание о Венеции. 1918. Источник иллюстрации: The Athenaeum.

Иллюстрация 2. Александра Экстер. Венеция. 1918. Источник иллюстрации: The Athenaeum.