Самый гениальный вопрос, который вообще можно задать ребенку. Стоит такой двухлетний шкет и смотрит на тебя полными непонимания глазами. В одной руке - одна половина машинки. В другой - соответственно, другая. Порвал, богатырь хренов. И стоит мамаша и искренне вопрошает: "Зачем ты это сделал?".
Мне в такие моменты безумно интересно, какого именно ответа ожидает от мелкого её мамка, при словарном запасе состоящем из "Мама", "Папа", "Биби", пары сотен слов на ацтекском наречии и десятка неприличных звуков, за подражание которым меня обычно награждают осуждающим взглядом. Она серьёзно ждёт от него ответа? Конечно же нет. "Чтобы он понял".
Что, блин, понял? Что вести себя таким образом нельзя? Так может проще его об этом уведомить? "Нельзя ломать машинки - мы перестанем покупать тебе другие". Сломал снова - приток игрушек в квартиру стопанулся. Причинно-следственная связь, выстраивание правил и всё такое.
Должен сказать, что с возрастом этот вопрос не то что бы вгоняет людей в меньший ступор. Семнадцатилетнее чадо пришло домой с ароматом пива? "Зачем ты пил?". И ведь самые простые то ответы родным не выдашь. "Хотел кайфануть", "хотел почувствовать себя взрослым", "подражал вам с батей по выходным". Потому что дальше - нотация. Уже тогда складывается ощущение, что вопрос задаётся только для того, чтобы загнать человека в неловкую ситуацию.
Меня, к примеру, этот вопрос выстёгивает до сих пор. Потому что диалог с начальством, близкими, незнакомыми людьми - да кем угодно! - строится только по одной схеме.
- Зачем ты это сделал?
- Я посчитал что это правильно/весело/хорошо/так сложилось исторически.
- ТАК ВОТ! ЭТО НЕ ПРАВИЛЬНО!
Зашибись. Прям урок жизненный постиг, ничего не скажешь. Я уже понял, что тебе не понравилось то, что я сделал - не обязательно ставить меня в неловкое положение, принимать менторский тон и демонстрировать отношения а-ля "Я тут вопросы задаю". Люди буквально возвращаются в детство, в те минуты, когда вопросы задавались не чтобы услышать ответ, а чтобы ты угадывал, что от тебя хотят. И такой возврат в детство никому не по нраву.
Навыки коммуникации даны людям для того, чтобы выражать свои мысли и чувства, сообщать о событиях или положении дел. Совершенно не обязательно делать к человеческому общению дополнительные надстройки. Если что-то не нравится - скажи, объясни что тебя обеспокоило, поясни ошибку. Что с детьми, что со взрослыми. А то потом у нас целая толпа людей, которая на вопрос "Зачем?" отвечает "Чтобы ты спросил".