Найти тему
old dog journal

Министр в чрезвычайной ситуации

Сергея Шойгу пытаются лишить влияния в регионах и отрезать от контроля над ЧВК

Сергей Шойгу находится под жестким прессингом со стороны силовиков из ближайшего круга Путина
Сергей Шойгу находится под жестким прессингом со стороны силовиков из ближайшего круга Путина

Министр обороны Российской федерации еще 20 лет назад почувствовал себя большим политиком. Тогда его в спешном порядке призвали в только что созданное “Единство”. С тех пор из главного по ЧП Шойгу превратился в одного из самых влиятельных людей в стране.

После назначения на пост губернатора Московской области и последующего перехода в Минобороны, Сергей Кужугетович потратил много сил и средств, чтобы расставить в федеральных ведомствах и региональных кабинетах своих людей.

Но в последние два года на сцене появились новые игроки, которые хотят власти и денег и не признают старых авторитетов. В СМИ просачивалась информация о конфликте между Шойгу и главой Роснефти Игорем Сечиным, конфликте за влияние в регионах с командующим Росгвардией Виктором Золотовым.

За последние два месяца своих постов лишились несколько губернаторов, которые получили свои кресла благодаря поддержке Сергея Шойгу, пользовавшегося большим влиянием на президента Путина.

В начале октября появились слухи о скорой отставке главы Крыма Сергея Аксенова. Им были недовольны все, от крымских политиков и предпринимателей до пришедших на полуостров братьев Ротенбергов. Наш источник в Администрации президента в октябре говорил, что фамилия Аксенова внесена в очередной список “на выход”, который должны показать Путину до начала ноября.

Попадание в такой список само по себе еще не означает отставки. В нем почти весь 2017 год был, например, нынешний министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин, но вместо опалы и увольнения в связи с утратой доверия, он был тихо сплавлен в федеральное правительство. Говорят, заступились за молодого губернатора.

За Аксенова тоже было кому заступаться. Он - креатура Шойгу, через Аксенова еще во время присоединения Крыма и во время активной фазы конфликта на юго-востоке Украины шли товарно-денежные операции Минобороны по поставкам амуниции, оружия и комплектующих для техники. Аксенов приложил много усилий и для того, чтобы Крым стал перевалочной базой для сотрудников российских частных военных компаний, отправляющихся в Сирию.

Чтобы спасти своего протеже, Шойгу организовал официальный визит Аксенова в Сирию. Организовал так, будто Аксенов - глава независимого государства. Таким образом министр обороны хотел дать понять недоброжелателям, что не даст в обиду бывшего лидера ОПГ “Башмаки”.

Но поездки оказалось недостаточно. Едва Аксенов прилетел из Сирии, как был арестован за “систематическое получение взяток” его заместитель и правая рука - вице-премьер правительства Крыма Виталий Нахлупин.

Нахлупин - выходец из Донецка, он, судя по комментариям участников политической и криминальной жизни Донбасса, принимал активное участие в дележе захваченного на территориях Новороссии имущества и ценностей. И трудился господин Нахлупин не столько для себя, сколько по поручению старших товарищей из российского министерства обороны.

Теперь за ним приехали сотрудники из Москвы, которых последние несколько лет называют “сечинским спецназом”. Это специальный отряд, собранный из разных силовых структур и подчиняющийся едва ли не напрямую Игорю Сечину. Под видом борьбы с коррупционерами всех мастей, они зачищают региональных лидеров, неугодных главе “Роснефти”.

Если Нахлупина захотят “разговорить”, то его шеф Аксенов станет не главной целью. Через Нахлупина можно выйти и на Шойгу, поскольку бывший крымский вице-премьер вполне вероятно владеет обширной информацией о продаже состоящего на балансе российского минобороны оружия и техники.

Такой скандал может сотрясти до основания партию “Единая Россия”, одним из лидеров которой до сих пор является Шойгу. И, если будет принято решение дать ход делу о коррупции в армии, нелегальной торговле оружием и сотрудничестве с сомнительными военными организациями в Сирии, то Шойгу надолго отвлечет россиян от роста цен на продукты, бензин, увеличения налогов и пенсионного возраста.

Опираясь на прошлый опыт путинских двадцати лет у власти, можно в таком сценарии и засомневаться. Публичной порке и казни Владимир Владимирович своих бывших соратников никогда не подвергал. В самых худших случаях люди уезжали послами в тихое захолустье. Но для аппаратных состязаний за влияние на Путина, компромат на Шойгу будет иметь серьезное значение. А сам Шойгу будет тщательно обдумывать каждый свой шаг, чтобы не лишиться всего и разом.

Не пускайте Шойгу в Африку гулять

У министра обороны есть и другая головная боль. Питерский “ресторатор” Евгений Пригожин, который с 2013 года начал активно “сотрудничать” с Шойгу, получая для своей частной военной компании лучшее оружие и технику со складов минобороны.

Евгений Пригожин не только получает заказы на обеспечение Минобороны продуктами и готовой едой, но и активно продвигает в странах Третьего мира свою частную военную компанию
Евгений Пригожин не только получает заказы на обеспечение Минобороны продуктами и готовой едой, но и активно продвигает в странах Третьего мира свою частную военную компанию

Пригожина Шойгу навязали. Одни наши источники кивают на все того же Игоря Сечина, другие на заинтересованных лиц в спецслужбах. Но точно известно вот что: ЧВК Пригожина много “работали” в ДНР и ЛНР, а чуть позже, еще до введения российских войск, начали службу в Сирии.

Пригожинские военные специалисты начали расползаться по миру как тараканы. На сегодняшний день, их присутствие подтверждено на Ближнем Востоке, в Африке и ряде стран Латинской Америки. При этом, ребята из ЧВК занимаются не “защитой Родины”, как часто о них пишут в патриотическом сегменте рунета, а чистым бизнесом. В Сирии они охраняют заводы и месторождения нефти (причем, по слухам, месторождения, находящиеся под контролем запрещенной в России исламской группировки).

В Африке деятельность пригожинских бойцов тоже далека от государственных интересов. Это вновь охрана выгоднях для полулегального бизнеса объектов - в основном, ресурсных баз и залежей полезных ископаемых. Оно, конечно, ЧВК вроде бы и не должны заниматься решением политических и государственных задач, но есть одно существенное “но”.

Пригожинские военные формирования получали все необходимое из закромов министерства обороны Российской Федерации. А это, согласитесь, накладывает какие-никакие обязательства.

Видимо, так думал и Сергей Шойгу, но уже к лету 2015 года стало понятно, что Пригожин решает только свои задачи и блюдет интересы своего кошелька и карманов тех, кто за ним стоит. Примерно в это время “ресторатора” и его ЧВК сняли с довольствия. Им перестали поставлять современное оружие, боеприпасы и технику. Так как не поставлять вообще ничего было нельзя, то минобороны стало сбрасывать “вагнеровцам” некачественные и старые боеприпасы, действительно списанное (а не только по документам, как раньше) оружие и технику.

Пригожинские подразделения в последние годы получают от министерства обороны старые боеприпасы, такие, как на этой фотографии, присланной одним из бойцов ЧВК "Вагнера"
Пригожинские подразделения в последние годы получают от министерства обороны старые боеприпасы, такие, как на этой фотографии, присланной одним из бойцов ЧВК "Вагнера"

Как говорят наши источники в министерстве обороны, между Шойгу и Пригожиным случился конфликт. Министр не желал дальше иметь ничего общего с “ресторатором”, а Пригожин возмущался “предательством” Шойгу.

Апогеем конфликта стала операция ЧВК в Сирии, когда бойцы Пригожина попытались взять под свой контроль химический завод, контролировавшийся курдами. ЧВК запросили помощи у российских военных в регионе, но армейцы частникам в помощи отказали, потому что это бы привело к открытому конфликту с американской армией, помогавшей курдам удерживать предприятие. ЧВК “Вагнера” операцию не отменила, в результате погибли по разным данным от 200 до 343 россиян, служивших в ЧВК.

Шойгу, по слухам, дошел до Путина, чтобы добиться наконец жестких ограничений на деятельность Пригожина. Дойти дошел, но, судя по всему, не преуспел. Потому что с февраля 2017 года присутствие ЧВК в Африке и на Ближнем Востоке только увеличилось. Похоже, что Сергею Шойгу дали понять, что отношения с Пригожиным рвать нельзя, больше того, нужно сохранять видимость сотрудничества и взаимопонимания.

Такая видимость была продемонстрирована всем во время встречи Шойгу с командующим национальной армией Ливии маршалом Халифой Хафтаром. Встреча прошла в Москве несколько недель назад. И на видео с этой встречи за столом переговоров сидел Евгений Пригожин.

По официальной версии, Пригожин обеспечивал организацию торжественного банкета после мероприятия. Фактически, он принимал прямое участие в переговорах о сотрудничестве между военными двух стран. Как говорят наши источники в окружении Шойгу, министр был крайне раздражен присутствием Пригожина, но поделать ничего не мог.

“Мы можем выполнять все те же задачи, что ЧВК, но в интересах страны, а не отдельных людей, как это делает Пригожин, - уточнил наш источник в минобороны, - но установки на это нет. Мы готовы, но нам просто не дают развернуться. Все такие задачи уходят ЧВК. И все финансирование тоже”.

Речь на переговорах могла идти в том числе о дислокации в Ливии российских военных или, что более вероятно, сотрудников пригожинских ЧВК.

“Конфликт назрел давно, потому что этот господин (Пригожин - прим.ред.) стоит поперек горла и у нас и у комитетчиков. Ресурсы для ведения деятельности в странах третьего мира есть и у нас, и у них. Больше того, и они и мы этим занимались все последние десятилетия, но теперь нас вышвырнули с этого поля. На нем играют дилетанты и опасные авантюристы. Это может привести к чему угодно, вплоть до большой войны”, - возмущается наш источник в минобороны.

До большой войны пока, к счастью, дело не дошло, но вот до постоянной головной боли и переживаний за свое будущее у Сергея Шойгу дошло наверняка. И скоро этих переживаний станет только больше, потому что, по информации со Старой площади, в декабре будет громко презентован новый политический проект - монархическая партия во главе с депутатами “Единой России”, отказавшимися подписать закон об увеличении пенсионного возраста.

Речь о Сергее Железняке и Наталье Поклонской. За этими специфическими персонажами стоят те же люди, что спонсировали и лоббировали военный конфликт в Донбассе. И создание такой партии может привести к расколу в “Единой России”, которую в нужный момент просто скомкают и выбросят, чтобы успокоить недовольный очередным падением рубля народ. В российской политической жизни от этого почти ничего не изменится, какая разница, как называется партия власти. А вот в политической жизни и карьере Шойгу все может пойти совсем наперекосяк.