Найти тему
Читающий котофей

"Я" - от дьявола, "мы" - от Бога. Что предсказал и в чем ошибся Замятин?

Оглавление

Несколько слов о писателе

Евгений Замятин родился в маленьком уездном городке Лебедянь в 1884 году. Отлично учился в школе, поступил на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института. В студенчестве он увлекся социалистическими идеями и вступил во фракцию большевиков. За революционную деятельность его арестовали в 1905 году, правда, ненадолго, помогли хлопоты матери. Несмотря на высылку в Лебедянь, Замятин нелегально возвращается в Петербург, где преподает.

Замятин в это время уже пишет. Начинает с малой прозы: рассказы "Один", "Девушка", затем повесть "Уездное". Его антивоенные позиции проявились в повести "На куличках", за что его снова ссылают, на этот раз в Карелию.

В 1916 году его как опытного инженера отправляют в Лондон, где строятся российские ледоколы. Замятин становится одним из главных проектировщиков "Святого Александра Невского", который после революции переименуют в ледокол "Ленин".

Англия показала Замятину совершенно иной мир.

От пыли, свиней, грязи невылазной - к камням, бетону, железу, стали, цеппелинам, подземным дорогам. От Чеботарих, Барыбы, исправников - к чопорной английской жизни, машинизированной, расписанной заранее в мелочах (А. Воронский "Литературные силуэты")

Эти городские "пейзажи" и станут основой его будущего романа "Мы", в которой писатель дал на XX век неутешительный прогноз.

О чем книга

В романе изображается утопический мир, победу в котором одержал разум. У людей нет имен, только номера. Жизнь в государстве подчинена строгому порядку Часовой Скрижали. Все живут в прозрачных домах, потому что скрывать им нечего. Шторы можно опускать только когда наступает время для занятий любовью, что тоже регламентируется. При этом "всякий из нумеров имеет право - как на сексуальный продукт - на любой нумер". Так была провозглашена победа над Любовью, пережитком старого дикого мира. Главная цель общества - нести математически безошибочное счастье на другие планеты, для чего инженеры строят Интеграл, космический корабль. Страна окружена огромной стеной, за которой - дикари. Между ними и людьми рационального мира бесконечное отчуждение.

Казалось бы, так будет всегда и без изменений. И для главного героя Д-503 этот мир - настоящий рай. Однако он встречает некую I-330, которая вместе с другими несогласными тайно готовится разрушить стену. И начинается типичная для антиутопий любовная сюжетная линия, которая рушит мировоззрение главного героя и как бы открывает ему глаза. Финал пессимистичен: хоть стену разрушить удается, государство быстро восстанавливает заграждение и казнит неугодную I-330. А главному герою ампутируют душу, которая успела отрасти во время общения с революционеркой.

Диалог с Уэллсом и коммунисты

В XX веке пророчества английского фантаста Герберта Уэллса воспринимаются по-новому. Литературовед Дмитрий Быков считает, что роман Замятина "Мы" - ответ на роман Уэллса "Остров доктора Моро". В этом романе Уэллс показывает некоего ученого, который превращает зверей в людей. В произведении находит отражение идея о том, что в человеке всегда есть звериное, дикое начало. Так вот Замятин как бы говорит Уэллсу: "Нет, старина, зверя в человеке можно уничтожить. И я покажу тебе, как".

Кадр из фильма "Остров доктора Моро" ("The Island of Dr. Moreau", реж. Дон Тейлор), 1977
Кадр из фильма "Остров доктора Моро" ("The Island of Dr. Moreau", реж. Дон Тейлор), 1977

В мире романа "Мы" уничтожается свободная воля человека. Индивидуальность в таком мире невозможна, здесь правит коллективный разум. "Я" - от дьявола. "Мы" - от Бога.

Советская критика восприняла роман как политический памфлет. Писатель и критик Александр Воронский считал, что Замятин рано пытается бороться с консервативностью социалистического общества. Мол, мы еще только на этапе разрушения старого мира, нам пока рано задумываться о таком далеком будущем. Да и понимание коммунизма Замятиным ему казалось извращенным:

Коммунизм не ставит целью поглощение "Я" - "Мы", он ведет к синтезу личности с общественным коллективом; в его задачу не входит также проинтегрированная, омеханиченная и омашинизированная жизнь <...> - в коммунистическом обществе не будет ни города в его настоящем, ни деревни с ее "идиотизмом" - мыслится соединение города с деревней.
Кадр из фильма "Мы" ("Wir", реж. Войтех Ясны), 1982
Кадр из фильма "Мы" ("Wir", реж. Войтех Ясны), 1982

Почему прогноз Замятина сбылся с точностью наоборот

Писатель действительно почувствовал, чем может обернуться XX век. Он в романе "Мы" (а произведение было написано в 1920 году) предсказал главное - личность будет уничтожена. Однако он боялся мира полностью рационального, в котором не останется ничего человеческого и, если хотите, дикого.

А как все вышло на самом деле? К власти пришли "дикие" люди. Тоталитарные миры XX века подчинялись отнюдь не разуму. То, что в них происходило, часто даже рационально объяснить невозможно. Да, Замятин противопоставляет в романе цивилизованных людей и дикарей. Но мы же не знаем, люди за стеной лучше "математически безошибочных" жителей государства? У дикарей есть душа, человеческое в них осталось?

По мнению Дмитрия Быкова, победа "дикости" еще страшнее, чем победа "рацио".

"И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить"

(финальные строки романа "Мы" Е. Замятина)

-4

Источники

Замятин Е. "Мы"

Сто лекций с Дмитрием Быковым. Замятин "Мы" / Телеканал "Дождь"

Воронский А. Литературные силуэты. Евгений Замятин