Несколько слов о писателе
Евгений Замятин родился в маленьком уездном городке Лебедянь в 1884 году. Отлично учился в школе, поступил на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института. В студенчестве он увлекся социалистическими идеями и вступил во фракцию большевиков. За революционную деятельность его арестовали в 1905 году, правда, ненадолго, помогли хлопоты матери. Несмотря на высылку в Лебедянь, Замятин нелегально возвращается в Петербург, где преподает.
Замятин в это время уже пишет. Начинает с малой прозы: рассказы "Один", "Девушка", затем повесть "Уездное". Его антивоенные позиции проявились в повести "На куличках", за что его снова ссылают, на этот раз в Карелию.
В 1916 году его как опытного инженера отправляют в Лондон, где строятся российские ледоколы. Замятин становится одним из главных проектировщиков "Святого Александра Невского", который после революции переименуют в ледокол "Ленин".
Англия показала Замятину совершенно иной мир.
От пыли, свиней, грязи невылазной - к камням, бетону, железу, стали, цеппелинам, подземным дорогам. От Чеботарих, Барыбы, исправников - к чопорной английской жизни, машинизированной, расписанной заранее в мелочах (А. Воронский "Литературные силуэты")
Эти городские "пейзажи" и станут основой его будущего романа "Мы", в которой писатель дал на XX век неутешительный прогноз.
О чем книга
В романе изображается утопический мир, победу в котором одержал разум. У людей нет имен, только номера. Жизнь в государстве подчинена строгому порядку Часовой Скрижали. Все живут в прозрачных домах, потому что скрывать им нечего. Шторы можно опускать только когда наступает время для занятий любовью, что тоже регламентируется. При этом "всякий из нумеров имеет право - как на сексуальный продукт - на любой нумер". Так была провозглашена победа над Любовью, пережитком старого дикого мира. Главная цель общества - нести математически безошибочное счастье на другие планеты, для чего инженеры строят Интеграл, космический корабль. Страна окружена огромной стеной, за которой - дикари. Между ними и людьми рационального мира бесконечное отчуждение.
Казалось бы, так будет всегда и без изменений. И для главного героя Д-503 этот мир - настоящий рай. Однако он встречает некую I-330, которая вместе с другими несогласными тайно готовится разрушить стену. И начинается типичная для антиутопий любовная сюжетная линия, которая рушит мировоззрение главного героя и как бы открывает ему глаза. Финал пессимистичен: хоть стену разрушить удается, государство быстро восстанавливает заграждение и казнит неугодную I-330. А главному герою ампутируют душу, которая успела отрасти во время общения с революционеркой.
Диалог с Уэллсом и коммунисты
В XX веке пророчества английского фантаста Герберта Уэллса воспринимаются по-новому. Литературовед Дмитрий Быков считает, что роман Замятина "Мы" - ответ на роман Уэллса "Остров доктора Моро". В этом романе Уэллс показывает некоего ученого, который превращает зверей в людей. В произведении находит отражение идея о том, что в человеке всегда есть звериное, дикое начало. Так вот Замятин как бы говорит Уэллсу: "Нет, старина, зверя в человеке можно уничтожить. И я покажу тебе, как".
В мире романа "Мы" уничтожается свободная воля человека. Индивидуальность в таком мире невозможна, здесь правит коллективный разум. "Я" - от дьявола. "Мы" - от Бога.
Советская критика восприняла роман как политический памфлет. Писатель и критик Александр Воронский считал, что Замятин рано пытается бороться с консервативностью социалистического общества. Мол, мы еще только на этапе разрушения старого мира, нам пока рано задумываться о таком далеком будущем. Да и понимание коммунизма Замятиным ему казалось извращенным:
Коммунизм не ставит целью поглощение "Я" - "Мы", он ведет к синтезу личности с общественным коллективом; в его задачу не входит также проинтегрированная, омеханиченная и омашинизированная жизнь <...> - в коммунистическом обществе не будет ни города в его настоящем, ни деревни с ее "идиотизмом" - мыслится соединение города с деревней.
Почему прогноз Замятина сбылся с точностью наоборот
Писатель действительно почувствовал, чем может обернуться XX век. Он в романе "Мы" (а произведение было написано в 1920 году) предсказал главное - личность будет уничтожена. Однако он боялся мира полностью рационального, в котором не останется ничего человеческого и, если хотите, дикого.
А как все вышло на самом деле? К власти пришли "дикие" люди. Тоталитарные миры XX века подчинялись отнюдь не разуму. То, что в них происходило, часто даже рационально объяснить невозможно. Да, Замятин противопоставляет в романе цивилизованных людей и дикарей. Но мы же не знаем, люди за стеной лучше "математически безошибочных" жителей государства? У дикарей есть душа, человеческое в них осталось?
По мнению Дмитрия Быкова, победа "дикости" еще страшнее, чем победа "рацио".
"И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить"
(финальные строки романа "Мы" Е. Замятина)
Источники
Сто лекций с Дмитрием Быковым. Замятин "Мы" / Телеканал "Дождь"
Воронский А. Литературные силуэты. Евгений Замятин