Найти в Дзене

Только представьте - менее 30% франшиз используют этот вид договора

В этой статье мы расскажем вам о том, какой договор должна использовать потенциально успешная франшиза, что такое договор коммерческой концессии, что он должен в себе содержать, на что стоит обратить внимание при его заключении и почему, а также расскажем несколько юридических лайфхаков. Эта статья будет полезна для тех, кому интересен франчайзинг, кто размышляет о покупке готовой франшизы, а также для тех, чья компания находится на этапе масштабирования через франчайзинг. Итак, давайте начнем с вопроса о юридическом оформлении франшизы. Франчайзинг – это правоотношения, и такие правоотношения по закону в обязательном порядке должны быть оформлены юридически. Основная форма такого оформления – это договор коммерческой концессии. Это самый надежный и основательный договор, по которому вы сможете купить или предоставить франчайзинговый пакет. Что важно! Текст и содержание договора чаще всего разрабатывается франчайзером, как более сильной стороной франчайзинговых отношений. Поэтому самом
Оглавление

В этой статье мы расскажем вам о том, какой договор должна использовать потенциально успешная франшиза, что такое договор коммерческой концессии, что он должен в себе содержать, на что стоит обратить внимание при его заключении и почему, а также расскажем несколько юридических лайфхаков.

Эта статья будет полезна для тех, кому интересен франчайзинг, кто размышляет о покупке готовой франшизы, а также для тех, чья компания находится на этапе масштабирования через франчайзинг.

Итак, давайте начнем с вопроса о юридическом оформлении франшизы.

Франчайзинг – это правоотношения, и такие правоотношения по закону в обязательном порядке должны быть оформлены юридически. Основная форма такого оформления – это договор коммерческой концессии. Это самый надежный и основательный договор, по которому вы сможете купить или предоставить франчайзинговый пакет.

Что важно!

Текст и содержание договора чаще всего разрабатывается франчайзером, как более сильной стороной франчайзинговых отношений. Поэтому самому франчайзеру крайне важно уделить разработке такого договора очень пристальное внимание, чтобы уберечь свою франшизу от хищения, а франчайзи, очень важно уделять внимание при его согласовании, чтобы сохранить свои деньги и не прогореть.

Итак, чтобы избежать больших рисков и грубых ошибок в такой сделке, сторонам нужно обратить внимание на следующие моменты.

Правило №1 для франчайЗИ — Проверка франшизы.

Перед заключением такой сделки, франчайзи важно проверить благонадежность вашего контрагента.

Что делать?

Нужно найти подробные сведения о продавце франшизы.

Необходимые сведения можно получить через обращение к юристам, либо из открытых реестров на сайтах ведомств:

— Федеральная Налоговая Служба. Здесь можно найти сведения о юридическом лице вашего будущего партнера.

— База Арбитражных решений. В это базе можно увидеть дела и решения по арбитражным спорам и спорам франчайзера с контрагентами, в том числе, с франчайзи,

— Служба судебных приставов. Здесь можно найти сведения об исполнительных листах, то есть действующих задолженностях продавца франшизы.

— Федеральный реестр сведений о банкротстве. Здесь может быть информация о том, что ваш продавец находится на стадии банкротства и прекращает свою деятельность.

Эта информация поможет вам понять является ли франшиза надежной и не перестанет ли она существовать в скором времени.

Теперь перейдем к содержанию самого договора.

11.Стороны договора франчайзинга

Сторонами договора коммерческой концессии, по закону, должны быть либо коммерческие организации, либо индивидуальные предприниматели. Данное требование относится в равной мере как к франчайзерам, так и к франчайзи.

Что важно?

Если у вас нет юридического лица, либо статуса ИП и вам все равно предлагают франшизу, указав вас в договоре, как простого гражданина – это повод очень насторожиться, т.к. либо продавец абсолютно не разбирается в теме, либо ему просто наплевать на условности и он хочет заработать в первую очередь на паушальном взносе, а что будет дальше с договорами и самими франшизными точками его не интересует.

Для Франчайзера, в свою очередь, также очень важно, чтобы покупатель имел юридическое лицо, либо статус ИП, так как договор с физическим лицом может быть легко признан недействительным и ваша фрашиза окажется незащищенной в руках человека на другом конце страны, с которым у вас даже нет никаких юридических договоренностей.

2. Условия договора концессии

До момента подписания договора нужно уделить особое внимание следующим важным моментам.

I МОМЕНТ. Наличие у франчайзера прав, для заключения договора:

— права на товарный знак. Он является неотъемлемым элементом договора коммерческой концессии. Без передачи товарного знака договор считается ничтожным (не заключенным).

Что делать?

Получить информацию о наличии у продавца франшизы товарного знака, из открытых реестров на сайте Роспатента, либо запросить у него напрямую.

ЛайфХак:
Стоит обратить внимание, по каким классам МКТУ предоставляется право использования товарного знака, достаточно ли этих классов для полноформатного ведения бизнеса по выбранной франшизе.

— права на иные результаты интеллектуальной деятельности, передаваемые по договору. Такие как секреты производства (ноу-хау), объекты авторских прав, патенты.

Обычно в рекламных материалах при продаже франшизы ее владельцы всегда указывают на такие достоинства: это может быть секретная формула продукта, авторская разработка или авторский курс, запатентованная технология производства и так далее.

Что важно?

На каждое такое достоинство владелец франшизы должен иметь юридические права – договоры с авторами, лицензионные договоры и зарегистрированные патенты.

Что делать?

Запросить у владельца франшизы все документы, подтверждающие его права на свой продукт. И если вам предоставят подробный перечень прав, реквизиты и сами копии документов, тогда франшиза действительно может иметь все эти достоинства.

ЛайфХак:
Если эти документы владелец вам не предоставляет по запросу, это может значить, что все эти достоинства не больше, чем маркетинговые ходы и сам продукт не является таким уж уникальным. Даже бывают случаи, когда продукт действительно уникален, но он попросту незаконно копирован и упакован под продажу по франшизе.

II МОМЕНТ. Это вид предоставляемой лицензии.

Их бывает несколько, и вот основные:

— Неисключительная лицензия. Это передача франчайЗИ франшизы с сохранением за франчайзером права выдачи лицензий другим лицам. Она также называется простая лицензия.

— Исключительная лицензия. Это передача франчайЗИ франшизы без сохранения права ее продажи другим лицам.

Если договор концессии не предусматривает иное, то лицензия по умолчанию предполагается неисключительной. То есть франчайзер имеет право подписывать новые договоры франчайзинга и выдавать такие же права другим предпринимателям на той же территории действия договора.

Что важно?

Если вы хотите, чтобы у вас не появлялось конкурентов в виде других франчайзи на вашей территории – в районе, городе, области, то это нужно указывать в договоре.

ЛайфХак:
Если договор концессии не указывает на эксклюзивность территории, и не дает возможности быть единственным франчайзи, к примеру в вашем городе, то покупателю франшизы возможно согласовать с франчайзером предоставление «охранного радиуса» — зоны обслуживания франчайзи на меньшей территории, например в районе города или в конкретном торговом центре. В пределах этой охранной территории франчайзером не может быть открыто аналогичных сетевых собственных или франчайзинговых точек.

III МОМЕНТ. Это Роялти и цена франшизы.

Неотъемлемым условием договора коммерческой концессии всегда будет вознаграждение. Без согласования этого пункта договор франшизы считается незаключенным. В договоре обязательно прописывают сумму вознаграждения или алгоритм его определения.

Это может быть единоразовый платеж (паушальный взнос) или периодические выплаты (роялти), или комбинация того и другого. И роялти, и паушальный платеж могут быть установлены в виде фиксированной суммы. Часто используется расчет стоимости франшизы в процентах от оборота предприятия. Процент может зависеть от площади помещения, численности населения, количества предприятий у франчайзи или от других факторов. Заключая договор стороны должны знать, за что, сколько, каким образом и как часто придется платить.

ЛайфХак:
Обратите внимание, если договор содержит роялти, то продавец напрямую заинтересован в выживании вашей франшизы, так как, чем дольше она работает, тем больше он получает денег. Это важно, потому что сегодня очень многие пытаются заработать на быстрой продаже своих франшиз через паушальный взнос, а потом их франшизные сети разваливаются и прогорают.

IV МОМЕНТ. Это Ограничения прав

Часто в договоре коммерческой концессии описаны ограничения прав сторон, к которым нужно быть сразу готовым. Ограничения прав покупателя могут выглядеть следующим образом:

— не конкурировать с франчайзером на территории договора​,

— отказ от получения аналогичных прав у конкурентов франчайзера – то есть, запрет на покупку похожих франшиз,

— обязанность работы по единым ценам, которые установлены для всей,

— запрет на аналогичную деятельность под брендом других правообладателей,

— согласовывать с франчайзером местоположение помещения, а также внешнее и внутреннее оформление предприятия.

Что важно?

Кроме того, договором могут накладываться дополнительные обязанности. Например, проведение ребрендинга, модернизация предприятия, прохождение обучения, участие в общесетевых рекламных и маркетинговых активностях, платежи в маркетинговый фонд и прочее.

Выполнение данных обязательств может повлечь дополнительные расходы для франчайзи, и часто очень значительные. Поэтому все это нужно учитывать при планировании бюджета.

V МОМЕНТ. Это Расторжение договора концессии

Только заключая договор франчайзинга, важно оценить возможность и основания досрочного прекращения договора для сторон.

Во внимание нужно в первую очередь принимать ответственность сторон в случае нарушения условий договора.

Расторжение договора может быть односторонним при нарушении обязательств. Проще говоря с покупателем может быть расторгнут договор даже при небольшой ошибке или невыполнении требований франчайзера. А помимо этого на покупателя могут возложить большой штраф и компенсацию ущерба, включая репутационный ущерб. И это будет законно.

Что важно?

Заключая договор, необходимо помнить о том, что войти в него всегда проще, чем выйти. Поэтому уже в момент подписания договора нужно предусмотреть возможность негативного развития отношений и четко понимать последствия.

VI МОМЕНТ. Подписание и регистрация договора коммерческой концессии

Казалось бы, что если все вышеперечисленные моменты изучены и согласованы, остается только подписать договор и все.

Для договора коммерческой концессии законом предполагается простая письменная форма. Но важно помнить, что факт передачи права пользования товарным знаком и исключительными правами подлежит обязательной государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте).

Что важно?

Обязанность по этой процедуре лежит на плечах франчайзера, если в договоре не написано иное. При заключении франшизного договора участникам процесса важно не только подписать его и обменяться сканами, но и получить оригинал договора с подписями.

Отсутствие регистрации договора – это основание оспорить договор.

В завершении еще несколько важных вещей.

Договор коммерческой концессии является эталонным способом оформления франчайзинговых отношений, но не единственным. В некоторых случаях заключение договора концессии не представляется возможным. Например, в силу отсутствия у франчайзера регистрации товарного знака (знака обслуживания). В этом случае стороны могут использовать альтернативные варианты правовых конструкций, как лицензионный договор. Выбор вида договора франчайзинга зависит от сферы бизнеса франчайзера и условий сотрудничества сторон. Это может быть даже система агентских договоров на распространение продукции. Другой вопрос, что с точки зрения закона это уже не будет являться настоящим франчайзингом.

А теперь самое интересное!

Как скачать образец договора франшизы?

- Никак!

А если серьезно, мы рекомендуем не относиться легкомысленно к юридическим вопросам таких отношений и никогда не использовать скачанные в интернете шаблоны таких сложных договоров. Эти образцы не смогут полностью учесть все ваши риски и уберечь вас от потери денег и времени.

Да, для заключения такой сделки вам, потребуется помощь профессионального юриста - но эти затраты всегда приводят к финансовому результату и всегда окупаются.

Итак, теперь вы ориентируетесь в основных элементах и положениях договора коммерческой концессии и знаете что такие договоры должны учитывать.

В следующей статье мы расскажем вам что такое товарный знак и дадим вам пошаговую инструкцию по его регистрации на территории России. Подписывайтесь и делитесь полезными материалами!

Юридическая группа «Гречкин и Партнеры»
Юридическая группа «Гречкин и Партнеры»

Автор статьи: Гречкин Николай Сергеевич, к.ю.н.

Авторские права принадлежат Юридической группе «Гречкин и Партнеры».