Найти в Дзене

4 обязательных блока хорошей грамотной франшизы и несколько лайфхаков

В этой статье мы расскажем вам о том, из чего должна состоять хорошая франшиза и на что стоит обратить внимание при ее покупке. Эта статья будет полезна для тех, кто размышляет о покупке готовой франшизы, а также для тех, чья компания находится на этапе масштабирования через франчайзинг. Итак, что должна содержать в себе хорошая франшиза и что является показателем ее жизнеспособности. Наш многолетний опыт говорит о 4 обязательных блоках любой успешной франшизы. 1 БЛОК – это юридический блок. В него входят 2 вида документации. По этому договору вам передается право использовать бизнес модель и сам бренд франшизы. Если франшиза хорошая, то это договор коммерческой концессии. По нему вам в том числе передается право использования товарного знака и такой договор должен регистрироваться в государственном органе – Роспатенте. Если у франшизы товарный знак еще не зарегистрирован, то договор может быть лицензионным. Такая форма тоже вполне надежная, но это значит, что сам бренд франшизы, либо
Оглавление

В этой статье мы расскажем вам о том, из чего должна состоять хорошая франшиза и на что стоит обратить внимание при ее покупке.

Эта статья будет полезна для тех, кто размышляет о покупке готовой франшизы, а также для тех, чья компания находится на этапе масштабирования через франчайзинг.

Итак, что должна содержать в себе хорошая франшиза и что является показателем ее жизнеспособности.

Наш многолетний опыт говорит о 4 обязательных блоках любой успешной франшизы.

1 БЛОК – это юридический блок.

В него входят 2 вида документации.

  • Это основной договор, по которому вам и предлагают купить франшизу.

По этому договору вам передается право использовать бизнес модель и сам бренд франшизы.

Если франшиза хорошая, то это договор коммерческой концессии. По нему вам в том числе передается право использования товарного знака и такой договор должен регистрироваться в государственном органе – Роспатенте.

Если у франшизы товарный знак еще не зарегистрирован, то договор может быть лицензионным. Такая форма тоже вполне надежная, но это значит, что сам бренд франшизы, либо не представлен в России, либо сам по себе молодой и создан недавно, что несет дополнительные риски.

Что важно!

Если вам предлагают купить франчайзинговый пакет по иным договорам: оказания услуг, агентским договорам, договору купли-продажи предприятия – нужно быть очень осторожным. Так как юридически это уже не франшиза и может быть очень много скрытых рисков.

2. Вторая часть юридического блока – это формы рабочих документов:

— договоры с сотрудниками,

— с поставщиками,

— с контрагентами,

— внутренние положения, приказы,

и иные документы, которые необходимы уже в работе франшизного предприятия.

Лайфхак
Если такие документы не входят в франчайзинговый пакет, значит вам придется разрабатывать их самим, что может растянуть сроки открытия предприятия и повлечет дополнительные траты на работу юристов - ищите укомплектованные франшизы.

2 БЛОК – это финансовый блок.

В него входит:

— бухгалтерская информация,

— информация о налогообложении,

— финансовые планы работы предприятия,

— пошаговые финансовые планы открытия офиса,

— так называемые Диаграммы Ганта

и иная финансовая информация.

Проще говоря, это информация, которая гарантирует стабильность работы предприятия и его финансовое выживание. Изучение этих документов лучше поручить независимому аудитору, чтобы трезво оценить перспективу получения прибыли от франшизы.

Лайфхак
Если такой информации в франчайзинговом пакете нет, или ее мало, это значит, что владелец франшизы ей вообще не располагает и имеет только теоритическое представление о работе бизнес единицы. Что для вас, естественно, несет риск потери ваших вложений уже в первые месяцы работы.

3 БЛОК– это технический блок.

К нему мы относим всю техническую и организационную документацию о работе предприятия. В первую очередь сюда входит так называемый Бизнес-бук, это:

— стандарты работы предприятия,

— описание всех операционных процессов предприятия,

— инструкции, определяющие последовательность ваших действий.

В этот же блок можно отнести и Бренд-бук, это:

— сам бренд на материальных носителях,

— правила его использования,

— правила оформления помещений и рекламных носителей.

Именно от полноты и качества этой информации зависит успешность работы франшизы.

4 БЛОК– это маркетинговый блок.

В него входят все маркетинговые наработки владельца франшизы, которые позволяют стартовать вашему предприятию – быстро и результативно:

— готовые рекламные материалы,

— рекламные компании,

— правила распространения рекламы предприятия на правильных ресурсах,

*в хороших франшизах информация о правильной рекламе расписана вплоть до правила настроек рекламных кабинетов в социальных сетях.

Именно маркетинговый блок отличает франшизу от иных форм покупки бизнеса, так как он позволяет проскочить дорогие и долгие этапы раскачки и популяризации вашего предприятия.

От маркетингового блока зависит все позиционирование вашего предприятия, количество клиентов и, соответственно, количество прибыли.

Итак, хорошая франшиза должна содержать в себе информацию из всех 4-х блоков, это говорит о ее надежности и качестве проработки.

Если вам предлагают купить франшизу, где полностью отсутствует какой-то из блоков, к примеру, совсем нет финансовой информации, или юридически франшиза оформлена очень слабо и вам предлагают самим «дописать» в договор, чего бы вам хотелось. Это говорит от том, что вероятнее всего, перед вами предприниматель, который красиво упаковал свой, возможно даже не рабочий бизнес, и рассчитывает быстро заработать денег на паушальном взносе.

На что ЕЩЕ следует обратить внимание при покупке франшизы?

- Советуем обращать внимание на наличие товарного знака.

Регистрация товарного знака стоит около 100 000 р. И длится 18 месяцев.

Если владелец франшизы провел эти процедуры, это говорит о том, что в бизнес модель вкладывают и средства и усилия.

- Обратите внимание на рояли!

Наличие систематических оплат (роялти) означает, что владелец франшизы получает выгоду от долгой работы с вами. Так он в первую очередь заинтересован в том, чтобы ваше предприятие не ушло в минус.

Соблюдение этих простых правил позволяет отсекать больше половины людей, которые наживаются на тренде франчайзинга. А их франшизы потом сгорают во все регионах страны.

И помните, если вы не до конца уверены, что делаете все правильно и у вас остаются незакрытые вопросы – не стесняйтесь обратиться к профессиональным юристам!

В следующей статье мы расскажем вам о договоре коммерческой концессии.

Юридическая группа «Гречкин и Партнеры»
Юридическая группа «Гречкин и Партнеры»

Автор статьи: Гречкин Николай Сергеевич, к.ю.н.

Авторские права принадлежат Юридической группе «Гречкин и Партнеры».