- В этой статье мы расскажем вам о том, что такое франчайзинг в России с юридической точки зрения, какие необходимо знать основные термины и почему, а также расскажем несколько юридических лайфхаков.
- В следующей статье расскажем вам из чего должна состоять хорошая франшиза и на что стоит обратить внимание при ее покупке.
- Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить!
В этой статье мы расскажем вам о том, что такое франчайзинг в России с юридической точки зрения, какие необходимо знать основные термины и почему, а также расскажем несколько юридических лайфхаков.
Эта статья будет полезна для тех, кому интересен франчайзинг как модель бизнеса, кто размышляет о покупке готовой франшизы, а также для тех, чья компания находится на этапе масштабирования через франчайзинг.
Итак, давайте разберемся в основных понятиях, которые казалось бы, у всех на слуху, но не каждый предприниматель понимает, что конкретно они означают.
Самое первое и самое большое понятие – франчайзинг.
Франчайзинг — это форма сотрудничества крупной компании (франшизодатель) и малоизвестной компании (франшизополучатель), в рамках которого франшизодатель передает право производства, торговли товаром, использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД), оказания услуг под своей торговой маркой на ограниченной франшизным договором территории на срок и условиях франшизного договора.
Что важно понимать!
С точки зрения закона франчайзингом можно назвать только отношения в рамках одного единственного договора – договора коммерческой концессии. По нему передается право использования РИД и товарного знака владельца франшизы, а также такой договор должен регистрироваться в государственном органе – Роспатенте.
В чем особенность?
В том, что более 70% рынка, который предприниматели в России называют «франчайзинговым», по сути своей им и не является юридически. Так как, такие сделки совершаются по абсолютно различным договорам: лицензионным договорам, агентским договорам, договорам купли продажи предприятий и прочим - встретили такой договор, будьте на чеку. Это происходит из-за того, что бизнес модели, которые их создатели называют «франшизами», не имеют зарегистрированных товарных знаков, и процедуру регистрации в государственном органе (как это должно быть у настоящих франшиз) такие сделки просто не пройдут.
Это и разделяет весь рынок на 2 условные части: белый рынок - настоящие франшизы и серый рынок - выставляемые на продажу бизнес модели.
Мы это встречаем регулярно. Это происходит, так как франчайзинг сейчас в тренде и многие предприниматели торопятся быстро упаковать свои достаточно сырые наработки и продать их как франшизу, заработав при этом на паушальном взносе. В результате эти «Франшизы» постоянно лопаются после продажи 4-5 точек, как правило, в регионы. А люди, которые вложили в них деньги, остаются ни с чем.
ЛайфХак: Если франшиза продается не по договору коммерческой концессии — это повод задуматься. Если условная франшиза не имеет товарного знака, это абсолютно не всегда значит, что эта сделка обман, но если вы не хотите потерять свои деньги, вы должны хорошо ориентироваться в содержании этой франшизы и в процессе оформления вашей сделки.
Да, для заключения такой сделки вам потребуется помощь юриста, но эти затраты всегда приводят к финансовому результату и всегда окупаются.
Итак, понятие второе – Франшиза.
Франшиза — это право на создание франшизного предприятия и на торговлю продукцией или предоставление франшизных услуг франшизодателя на определенных условиях и за определенную компенсацию на определенной территории.
Что важно понимать?
Что франшиза – это не предприятие, не торговая точка, не магазин и не завод, франшиза – это ПРАВО предпринимателя использовать бренд и готовую бизнес модель за деньги и на конкретной территории.
Таким образом, сделки по покупке франшиз – это не приобретение недвижимости или оборудования – это приобретение комплекса ПРАВ на использование нематериальных активов, как товарные знаки, бизнес планы, финансовые модели, маркетинговые решения и прочие. Поэтому такие сделки всегда очень непростые и многосоставные. Поэтому обращайтесь к профессионалам, специализирующимся на франшизах.
Следующее понятие — это Франшизодатель, он же ФранчайзЕР.
ФранчайзЕР — это организация-правообладатель торговой марки, а также иных РИД и выдающая на определенный срок и на определенных условиях франшизу пользователю.
То есть франчайзЕР – это создатель и владелец самой франшизы.
Что важно в этом случае?
- То что франчайзЕРом не может быть физическое лицо, это может быть только организация, либо ИП.
- Все элементы франшизы (ее составные части), должны юридически принадлежать именно этой организации и все это должно быть не на словах, а на бумаге.
Следующее понятие — это Франшизополучатель, он же ФранчайЗИ.
ФранчайЗИ — это организация-правополучатель, приобретающий у правообладателя на определенный срок и на определенных условиях право на ведение коммерческой деятельности с использованием товарного знака и технологий правообладателя на определенной территории.
Что важно здесь?
То что ФранчайЗИ также не может быть физическим лицом, это может быть только организация или ИП.
ЛайфХак: сделка по покупке франшизы может быть признана недействительной, если одной из сторон договора будет физическое лицо, то есть гражданин. Это первое на что стоит обратить внимание вашем договоре. Если у вас нет юридического лица, и вам все равно предлагают купить франшизу, имейте ввиду – здесь что-то не так.
Следующее понятие – это Паушальный взнос.
Паушальный взнос – это ЕДИНОРАЗОВЫЙ платеж за право пользования торговой маркой, РИД, стандартами ведения бизнеса, Ноу-хау, в индивидуальном порядке ПОСЛЕ заключения Франшизного договора.
То есть, это самый первый и, как правило, самый большой платеж, который вносится 1 раз и после этого у вас появляется право работать по купленной франшизе.
Схожее понятие – это Роялти
Роялти – это ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные, то есть систематические платежи за право пользования франшизой.
Роялти может уплачиваться в любом удобном для франчайзЕРА порядке:
— в виде процента от прибыли,
— в виде фиксированных платежей (за каждый месяц, квартал или год),
— в виде процента от прибыли за каждый реализованный товар отдельно,
— в виде платежа за каждую торговую точку и так далее.
Видов оплаты роялти может быть очень много и это НОРМАЛЬНО.
А что важно в франшизных платежах?
Платеж роялти в любой форме, но точно должен существовать и должен быть подробно расписан в вашей сделке! Если вам продают франшизу и устанавливают понятный, логичный и прозрачный платеж роялти – это значит, что франчайзер заинтересован в ВЫЖИВАНИИ вашей франшизы, ее долгой работе и заинтересован в вашем развитии, потому что он получает от этого прибыль. Это дает фактическую гарантию того, что франчайзер не пропадет и не оставит вас с вашими проблемами наедине.
ЛайфХак: Если же франшиза не предусматривает роялти, очень велика вероятность, что предприниматель упаковал свою, возможно даже не рабочую бизнес модель, и хочет быстро заработать на паушальном взносе, а дельнейшая жизнь его франчайзи его мало волнует. На практике такие франшизы через пару месяцев просто разоряются, а самого франчайзера, обычно уже юридически не существует.
Последнее понятие в нашей статье – это Франчайзинговый пакет
Франчайзинговый пакет – это пакет документов и методологий, регламентирующий единые стандарты организации и работы предприятий франчайзинговой сети. То есть франчайзинговый пакет – это и есть по сути сама франшиза, упакованная в материальные и электронные носители. Это весь опыт и вся бизнес модель франчайзера на бумаге, за которую вы и платите деньги.
Что важно?
Именно наличие хорошего франчайзингового пакета позволяет франчайзи быстро стартовать и работать эффективно, даже при отсутствии предварительного опыта и знаний в этой сфере бизнеса.
Итак, теперь вы ориентируетесь в основных понятиях франчайзинга, и понимаете о чем может пойти речь в этом бизнесе.
В следующей статье расскажем вам из чего должна состоять хорошая франшиза и на что стоит обратить внимание при ее покупке.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить!
Авторские права принадлежат Юридической группе «Гречкин и Партнеры».