В этой мы расскажем вам о том, что такое "Ноу-Хау" в рамках франшизного бизнеса, разберем, нужно ли Ноу-Хау защищать и опишем, как это реализовать, а также рассмотрим несколько юридических лайфхаков.
Наша статья будет полезна всем тем, кому интересен франчайзинг, кто в процессе создания собственной франшизы, и особенно тем, кто решил вложить деньги и купить готовый франчайзинговый бизнес.
Наверняка каждый из вас слышал такое понятие, как Ноу-Хау, но почти ни один предприниматель до конца не понимает что это такое и уж тем более сходу не ответит, что является его Ноу-Хау.
Мы предлагаем разобраться в этом на примере франчайзинга, так как ценность любой франшизы чаще всего как раз и заключается в Ноу-Хау.
Итак, что говорит закон?
Ноу-Хау – также называется – Секрет производства – и это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные) о способах осуществления коммерческой деятельности, имеющие коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам.
Давайте разберем на примере.
Любая франшиза содержит в себе, к примеру, подробный финансовый план по открытию предприятия. Там написано:
— сколько денег нужно потратить,
— в какой момент,
— на что именно,
— где и как это закупить,
— кому и сколько нужно заплатить,
и в результате, следуя этому плану франчайзи экономит большую сумму денег.
Почему?
Потому что этот план основан на опыте франчайзера, который уже много лет работает в этой сфере.
Такой план описывает нам, к примеру, как потратить 3 000 000 рублей, чтобы из пустого помещения получилась красивая брендированная кальянная с персоналом, кухней, безникотиновыми табаками, посудой, оборудованием, вывеской, вытяжкой и приятным на ощупь меню.
Но что будет, если у меня этого плана нет?
Я также начну делать эту кальянную или кофейню, сначала сам буду делать ремонт, куплю материалы, потом я сам буду покупать оборудование, искать, нанимать и платить персоналу, НО я ни разу этого не делал, поэтому ремонт мне выйдет дороже, т.к. материалы я куплю просто не в том месте, оборудование тоже дороже, так как я не знаю, где его заказывать и сколько оно стоит, персоналу я переплачу, потому что я таких людей ни разу не нанимал и так далее.
И что я получу в итоге?
Возможно примерно такую же кофейню, но не за 3 000 000, а за 5 000 000 рублей.
И это касается всех элементов любой франшизы. Например, если у меня нет правил настройки рекламных кабинетов, я потрачу лишние деньги пока буду настраивать трафик, если у меня нет ассортимента товара и правил закупки, я начну сам его искать, закупать в разных местах с наценкой, а потом часть товара у меня просто пролежит на полке и испортится, потому что я не знал, что смузи лучше покупают летом, а зимой надо было закупать чай и глинтвейн.
В итоге, получается, что любая информация, которая может принести или сэкономить мне деньги и которую я сам сейчас не знаю – это и есть Ноу-Хау.
И как вы понимаете, именно для этого я и покупаю франшизу, чтобы меня научили, как сделать правильные действия и заработать БОЛЬШЕ, чем я вложил.
А теперь самое интересное!
Как это происходит в жизни?
У человека есть хороший работающий бизнес. Он стабильно приносит ему деньги. Ему начинают задавать вопросы: «Как нам сделать также, как у тебя?» И в этот момент он думает: «Надо запустить свою франшизу!»
Он описывает все, что происходит у него в компании и делает красивое предложение – «Открой свою франшизу и будешь зарабатывать, как я!»
И ЭТО ПРАВИЛЬНО, если его бизнес устойчивый и реальный.
НО затем он находит первых покупателей и делает самое страшное и глупое действие, которое только можно совершить!
Он заключает простой договор, получает деньги и начинает подробнейшим образом своему новому франчайзи рассказывать все, что надо делать, передавать все свои файлы, скидывать все ему на почту и всеми способами своему партнеру помогать запуститься.
А франчайзи, начинает это все внедрять и применять. Делает ремонт в новом кафе, нанимает людей, запускает продажи и все это начинает работать и приносить деньги!
Отлично, скажете вы?
Так проходит 5 месяцев и затем франчайзи делает очень простое и очень логичное действие.
Он заявляет: «Я все понял. У меня есть свое кафе. Я умею на нем зарабатывать. Я теперь сам разберусь, что с ним делать и как им управлять. ЗАЧЕМ МНЕ ВЫ?»
Потом он несет договор своему юристу, и они находят лазейку, чтобы его расторгнуть. И не просто расторгнуть! А признать недействительным (это очень частые случаи). При недействительности сделки каждый обязан возвратить все полученное по сделке. То есть привести все в состояние ДО заключения договора..
если ты еще не понял - это значит ВЕРНУТЬ СВОИ ДЕНЬГИ!
Получается, что человеку рассказывают все свои секреты, строят кафе, налаживают в нем работу, передают чужому человеку, все, что сами создавали 10 лет, А ЕЩЕ И ДЕНЬГИ ЕМУ ДОЛЖНЫ!
ПОЧЕМУ это произошло?
1 причина.
Потому что материальные объекты – помещение, оборудование, расходные материалы, и все что находится в кафе, включая персонал – юридически принадлежит франчайзи. Это ЕГО ООО или ИП, это ОН все закупал, это ЕГО люди и ЕГО договор аренды.
И забрать это у него просто так нельзя, тем более, если ты скачал свой договор франшизы из интернета...
2 причина.
Все секреты владельца франшизы – то есть Ноу-Хау – это актив НЕматериальный.
И пока этот актив юридически не защищен, само Ноу-Хау по сути никому не принадлежит и защитить его от кражи невозможно! Потому что оно ничье. Оно существует просто в голове, в эксель таблице, в блокноте, в облаке, но юридически его просто нет в природе.
Итак, что делать?
Как же защитить свое Ноу-Хау от копирования и хищения?
Защищать его нужно юридическими методами и самостоятельно. Это значит, что нельзя «зарегистрировать ноу-хау», например в Роспатенте. Защита Ноу-Хау не имеет ничего общего с регистрацией патента или товарного знака.
Ноу-Хау защищать нужно самостоятельно. Простыми словами, вашу секретную информацию нужно записать и поместить под строгую охрану. А весь этот процесс пошагово оформить юридическими документами.
Это действие называется – введение режима защиты информации.
Режим защиты информации делает так, что ваши секреты официально становятся не просто файлами или знаниями, а конфиденциальной информацией и коммерческой тайной. И них начинают распространяться федеральные законы о защите информации.
Как это работает?
Весь смысл в том, что нужно ввести особую систему документооборота, то есть нужно написать и правильно вести специальные документы внутри своей компании.
Итак, какие документы мы советуем вам завести:
1 ДОКУМЕНТ. Положение о коммерческой тайне.
Это основной документ во всей системе защиты.
Это положение заявляет миру,
- Что в вашей компании СУЩЕСТВУЮТ нематериальные активы (Ноу-Хау)
- Что вы их создали (сами или под заказ) и когда,
- Что они принадлежат Вам и только Вы имеете на них права,
- Что вы эти активы защищаете и никому не показываете
Все остальные документы это приложения к этому положению.
2 ДОКУМЕНТ. Положение о защите коммерческой тайны
Здесь прописывается как вы охраняете вашу информацию и что делаете в случае ее раскрытия, передачи или утечки.
3 ДОКУМЕНТ. Это перечни информации.
В них прописывается все, что должно получить гриф секретно в вашей компании. От бухгалтерии до клиентских баз.
ЛайфХак: В перечни может прописываться практически любая информация, например:
- Входящая и исходящая корреспонденция,
- маркетинговые приемы,
- схемы, чертежи, программные коды
В обычной жизни, такая информация законом НЕ охраняется, но когда Вы вводите Режим защиты и подписываете такой Перечень, ЛЮБАЯ информация начинает охраняться законом.
Макдоналдс охранял свои требования к одинаковой форме сотрудников женского и мужского пола, ORBIT охранял свою идею показывать две подушечки в рекламе, вместо одной и так далее.
4 ДОКУМЕНТ.
Журнал регистрации лиц, то есть людей, которые допущены к Ноу-Хау.
Сюда вы должны внести всех своих партнеров по бизнесу, каждого франчайзи, каждого РОПА, менеджера по продажам и всеx, через кого такая секретная информация проходит.
Что это дает?
Во-первых, это психологически влияет на человека, т.к. он поставил подпись о доступе к информации,
во-вторых, если он ее сливает или кому-то продает, его можно привлечь к гражданской и уголовной ответственности.
5 ДОКУМЕНТ. Журнал учета Ноу-Хау.
Журнал играет роль условной Спецификации всей коммерческой информации. Это значит, что в нем должны перечисляться все файлы, документы, чертежи, макеты и другие носители, на которых содержится коммерческая информация.
Что это дает?
Если правильно вести такой Журнал, в любом суде или антимонопольной службе легко можно доказать, что именно Вы первыми разработали или купили конкретные Ноу-хау, чертежи, макеты, наработки, финансовые модели, логистические схемы, и именно Вы имеете на них права. После этого можно доказать, что информация была у Вас похищена и взыскать ущерб.
6 ДОКУМЕНТ. NDA
NDA (Non-disclosure agreement) — соглашение о неразглашении конфиденциальной информации.
Такие соглашения нужно подписывать с любым сотрудником или партнером.
Это название на слуху, но мало кто понимает суть NDA.
1 его задача: эффект присутствия. Человек 100 раз подумает, прежде чем использовать вашу информацию, если он подписал с вами бумажный документ о неразглашении.
2 задача: Наказание. Все просто – без такого документа нет и обязательств о неразглашении. А подписав его, человек обязан хранить вашу тайну.
3 задача: Возмещение ущерба. При наличии NDA, в любом суде намного проще взыскать с человека ущерб.
ЧТО ВАЖНО! NDA эффективно работает только вместе с режимом защиты информации.
ЛайфХак: Если сотрудник нарушает Соглашение, Вы можете обратиться в любые посольства (на Ваш выбор) и просить о запрете в выдаче визы нарушителю. Таким образом нарушитель не может покинуть страну.
Еще в режим защиты входят и другие более мелкие документы, как приказы, расписки, текстовки для переговоров.
А теперь самое важное, что позволяет сделать режим защиты информации?
Вспоминаем нашего нечестного партнера, у которого теперь свое кафе и все секреты фирмы в кармане.
После введения режима защиты, у нас есть 3 отличных варианта действий.
Мы видим, что наше Ноу-Хау попало в чужие руки, наши действия:
1 вариант.
Пишем претензию. В ней говорим, уважаемый друг, мы в курсе, что вы используете наше Ноу-Хау, более того, ваше кафе полностью похоже на наше и копирует его внешний и внутренний вид. Сейчас мы просим тебя заплатить нам за эти нарушения 300 000 рублей и прекратить нарушать наши права, то есть закрыть или полностью поменять свое кафе.
Если ты не хочешь этого делать за 10 дней,
2 вариант.
Мы подаем на тебя жалобу в Федеральную Антимонопольную службу в твоем Краснодаре, делаем это дистанционно по почте, а к жалобе прикладываем фотографии твоего кафе, наши документы по Ноу-Хау, осмотр твоего сайта и остальные доказательства. И уже Антимонопольная служба штрафует твое ООО на 500 000 рублей.
Да мы не увидим этих денег, но считаем, что это справедливо.
И более того,
3 вариант.
Мы берем все материалы из Антимонопольной службы и параллельно подаем на тебя иск в суд, но уже у нас в Москве. И в иске мы просим уже 1 000 000 рублей, так как у нас расходы на юристов, пошлины, убытки и упущенная выгода.
В итоге, тебе придется заплатить уже не 300 000, а 1 500 000 рублей.
Выбирай, у тебя на все это 10 дней, иначе наши юристы начинают процедуру.
А теперь ты согласен, что этот вариант намного интереснее, чем когда у тебя украли кафе, а еще ты остался должен денег?
А разница между этими ситуациями всего лишь в 1 юридическом действии.
Я надеюсь, что сейчас ты усвоил, что такое Ноу-Хау, а также как и главное зачем его нужно защищать!
Хочешь внедрить в своей компании, тогда обращайся!