Найти тему
История кораблей

Император в японском плену. История броненосца «Император Николай I»

«Николай I». Рисунок лейтенанта В.В. Игнациуса
«Николай I». Рисунок лейтенанта В.В. Игнациуса

«Император Александр II» стал совсем небольшой серией, всего два представителя. Но судьба близнецов оказалась в корне различна. Второй корабль серии назван в честь Николая I. Символично, что имена отца и сына носили броненосцы одного типа. Кроме вековых традиций в этом чувствуется и некая сентиментальность.

«Император Николай I» сохранил все отличительные особенности своего предшественника. Пожалуй, единственным очевидным отличием была замена барбета на башенную установку ГК в районе бака. Разница скрыта в деталях под тоннами брони.

«Николай I». Ист.: tsushima.su
«Николай I». Ист.: tsushima.su

Морское министерство выдало контракт Обществу Франко-Русских заводов, известнейшей частной судостроительной верфи конца XIX века. С момента подписания договора в декабре 1885 г. до окончания работ на стапеле и спуска на воду 20 мая 1889 г. прошло чуть меньше трех с половиной лет. Правило, что частные предприятия строили быстрее казенных заводов, здесь не сработало. До осени 1890 г. «Николай I» достраивался на плаву, после чего ушел в Кронштадт, где еще около года проходил испытания механизмов, агрегатов и вооружений.

Разнятся данные о максимальной скорости корабля, примем за аксиому 8-10 узлов экономичным ходом, а вот мнение о полном ходе различно: 14, 15, 15,5 и даже 16,85 узлов после переоборудования в 1900 г. Скорее всего, на мерной миле в 1891 г. перегруженный броненосец с «сырыми» машинами действительно показывал что-то близкое к 14 узлам. Увеличение скорости стало следствием более поздних модификаций и роста профессионализма экипажа.

«Николай I». Ист.: tsushima.su
«Николай I». Ист.: tsushima.su

Несколько лет после официального ввода в строй «Император Николай I» - новейший образчик отечественной морской мысли – использовался для торжественных мероприятий.

Франко-русский морской парад 1891 г. в Кронштадте, празднование открытия Америки в 1893 г., служба в Средиземном море, посещение Мальты и французских портов, рабочие будни кораблей РИФ. Затем, в 1896-1897 годах состоялось первое знакомство «Николая I» с Дальним Востоком во время похода русской эскадры на Тихий океан.

Вернувшись назад, эскадренный броненосец (ЭБ) еще около семи лет составлял основу средиземноморской эскадры, чередуя эпизоды боевой службы со стоянками в Кронштадте. Следует упомянуть модернизацию 1898-1900 годов, связанную с заменой котлов и позволившую приблизиться к скорости новейших русских и иностранных аналогов.

«Николай I». Ист.: tsushima.su
«Николай I». Ист.: tsushima.su
9 февраля (27 января) 1904 г. грянула Русско-японская война.

В эту ночь вражеские миноносцы расстреляли Порт-Артурскую эскадру, сильно повредив два броненосца и крейсер. Уже днем «Варяг» и «Кореец» дрались с японским отрядом в районе порта Чемульпо, так для Российской Империи началась война.

«Император Николай I» до лета 1904 г. находился в Средиземном море.

Только в конце года вернувшийся на Балтику броненосец начали приготавливать к дальнему переходу в составе главных сил флота. Заминка связана, по всей видимости, с вопросом участия тех или иных кораблей в походе. Проще говоря, кого брать, а кого оставить дома.

«Николай I». Ист.: tsushima.su
«Николай I». Ист.: tsushima.su

«Николай I» находился в соединении, позже названом 3-ей Тихоокеанской эскадрой. Этим отрядом командовал контр-адмирал Н. И. Небогатов, в его состав входили четыре броненосца и один броненосный крейсер. Небогатов держал флаг на «Императоре Николае I», в конструкции которого изначально были предусмотрены помещения для адмирала и штабных офицеров. С отрядом Небогатова связана достаточно странная история его наименования, в литературе встречается и 1-ый отдельный отряд судов, и 3-ий броненосный отряд 2-ой эскадры. Представляется верным утверждение, что для простоты был введен термин 3-ей ТОЭ. Красиво выглядевшая на бумаге эскадра в жизни представляла собой три броненосца береговой обороны (ББО), 80-ых годов крейсер и успевшего морально устареть к 1905 г. героя нашей статьи.

«Николай I». Ист.: tsushima.su
«Николай I». Ист.: tsushima.su
Соединение приняло участие в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 г.

С именем ЭБ «Николай I» связан один из самых трагичных эпизодов боя. После встречного сражения 14-го мая и ночных атак японских миноносцев утром следующего дня, попав в окружение сил адмирала Того, Небогатов со своего флагмана приказал сдаться оставшимся у него в подчинении кораблям. В плен к врагу попали два ЭБ «Орел» и «Николай I», а также два ББО «Апраксин» и «Сенявин».

«Ики» (IJN Iki). Ист.: tsushima.su
«Ики» (IJN Iki). Ист.: tsushima.su

Систершип «Императора Александра II» был переименован в «Ики» (IJN Iki), и к концу войны даже действовал на стороне противника в операциях у острова Сахалин.

В 1910 г. японские кораблестроители провели вторую в жизни эскадренного броненосца крупную модернизацию, в частности сменив старую артиллерию на современные орудия. «Ики» относился во флоте Японской Империи к ББО и активно использовался в процессе обучения экипажей. Так продолжалось до 1915 г., когда его расстреляли в качестве мишени новейшие линкоры типа «Конго». Император навсегда остался в плену.