Найти тему
Минский Курьер

Остановить стрелки

Оглавление

Случайно или нет, но слово «безопасность» в начале ноября звучит необычно часто

Говорят об этом в Астане и Париже, Минске и Берлине. Еще ряд трагических дат — 100-летие окончания Первой мировой войны, 80 лет с начала холокоста — поводы вновь говорить о цене хрупкого мира. События разных масштаба, давности, географии, исторического и политического толка, но знаменатель один — наша общая безопасность, главная ценность на все времена.

Безопасность — дело коллективное

Хочешь мира — готовься к войне. Это отлично понимают в Минске и Москве, Астане и Ереване, Бишкеке и Душанбе. Слаженность действий не только политических, но и военных шестерка стран вновь продемонстрировала на октябрьских учениях ОДКБ «Боевое братство — 2018». А лидеры стран этого блока на днях собрались в морозной столице Казахстана.

Главной темой стало обсуждение внешнеполитической ситуации вокруг стран ОДКБ.

Нужно сказать, что к голосу Минска в организации прислушиваются. Репутация нашей республики на этой площадке безупречна. Впрочем, приверженность Беларуси к миру уже давно в подтверждении не нуждается. Минск не заинтересован в мировых конфликтах. Позицию страны Президент озвучил не единожды: и на важнейшей встрече основной группы Мюнхенской конференции, и на переговорах с помощником Госсекретаря США, и на встрече с американскими аналитиками. Давайте жить дружно — таковы геополитические посылы Минска и Европе, и Америке.

Холодные войны

Даже Минский кинофестиваль «Лістапад» в этом году дал повод для размышлений о хрупком мире. Открыла форум польская кинолента «Холодная война» — история невозможной любви в невозможное время, когда рушится весь мир. Многие события 50-х годов XX века, которые легли в основу фильма, удивительным образом всплывают и сегодня, причем вовсе не в кино. Вот уж действительно, история имеет свойство повторяться. И для этого есть предпосылки — заявление Дональда Трампа о выходе США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

В мире заговорили о новом витке глобального противостояния. Озабочены действиями Вашингтона и лидеры стран ОДКБ. В Астане они совместно выступили за сохранение жизнеспособности этого договора. Подпись под коллективным документом поставил и президент Беларуси. Однако напряженность в мире будет только расти, и это очевидно. Наш регион не исключение. Планы по строительству в Польше американской военной базы «Форт Трамп» тому подтверждение. Беларусь всегда была противником военной агрессии, но время вынуждает держать порох сухим. «Наши вооруженные силы в состоянии противостоять любой внешней угрозе», — ­заявил Александр Лукашенко. Но лучшее оружие все же дипломатия.

Призрак новой ледяной войны уже давно бродит по миру. Минск не раз предлагал запустить переговорный процесс «Хельсинки-2». Может, сейчас самое время?

Уроки истории

Звон бьющегося стекла и улицы, усыпанные осколками, — события после заката 9 ноября 1938 года войдут в историю как хрустальная ночь. С погромов нацистами еврейских магазинов во многих городах Европы 80 лет назад начался холокост — самый трагический период в истории еврейского народа. Не обошел стороной он и белорусскую землю. Только в Минском гетто погибли около 80 000 евреев.

А ведь по сути первым шагом к волне нацизма в Европе стала Первая мировая. 11 ноября исполнилось ровно 100 лет с момента ее окончания. Вспоминали эти события и в Минске на Сторожевке, у мемориала жертвам той войны. Долгих два с половиной года по белорусской земле проходила линия фронта. В воскресенье в крипту столичного Храма-памятника в честь Всех Святых заложили землю с мест кровопролитных боев под Сморгонью. Центральные торжества к 100-летию окончания Первой мировой про­шли во Франции. У Триумфальной арки в Париже и у собора Нотр-Дам среди десятков других развевался и белорусский флаг. Кульминацией стал Форум мира, хотя в последнее время все чаще говорят о глобальной войне. «К нам возвращаются старые демоны, снова готовые сеять хаос и смерть», — обратился Эмманюэль Макрон к гостям. У Триумфальной арки собрались вершители судеб со­вре­мен­ного мира. А все ли из них хорошо усвоили уроки мировой истории?

Часы Судного дня

Эту геополитическую метафору придумали создатели первой американской атомной бомбы в 1947 году. За это время стрелки часов то отдалялись, то приближались к полуночи — необратимой точке в истории человечества. Например, падение Берлинской стены ознаменовалось откатом на 4 минуты, фактическое окончание холодной войны отодвинуло полночь еще на 7 минут. Решение о переводе этого воображаемого механизма принимает авторитетнейший экспертный совет из 18 нобелевских лауреатов. На данный момент время застыло на отметке 23:58. Это самое близкое к мировой полуночи положение стрелок за всю историю. Подобное было лишь единожды — в 1953 году после того, как СССР и США с разницей в 9 месяцев испытали свои термоядерные бомбы. Вновь мир в двух шагах от пропасти. Не пора ли остановить стрелки, а лучше — отвести их назад?

Автор: Артур Машунин