Сегодня в Париже живёт более 2 млн человек. Да-да, меньше, чем в Петербурге.
Не верите?
Но это действительно так — если забыть про жителей так называемых banlieue, пригородов Парижа, где предпочитает селиться большинство современных парижан. Если считать вместе с «подпарижьем», всё встаёт на свои места — население колеблется между 10 и 11 млн и делает данную местность самой густонаселённой в ЕС.
Впрочем, где-где, а в городе на Сене разговор о «нерезиновости» совершенно не имеет под собой почвы. Потому что Париж с самого начала развивался, собирая весьма пёстрое общество и совершенно разные народы. Да и притягивала их не почва, а река 🤗
Положение Парижа поистине уникально: благодаря Сене он является центром пересечения огромного количества стратегически важных путей. Главную реку Парижа всегда питало множество судоходных рек (Marne, Essonne, Loing, Yonne, Aube и др.), их сеть пронизывала всю Францию и обеспечивала сквозной путь по воде с запада, от Ла-Манша, до Эльзаса, Германии и Швейцарии.
В недрах Парижского бассейна также сплошные богатства: глина, известняк, песок, гипс. И совсем рядом — бескрайние леса для древесины. Ну, как не воспользоваться такими возможностями? Неудивительно, что первые поселенцы стали обосновываться в округе Парижа
почти 700 тыс. лет назад.
Хотя нет. Всё равно это поражает. Только представьте себе эту цифру!
Ряд поселений (Montmartre, Grenelle) возник ещё в каменном веке.
Париж в эпоху неолита (IV и III в. до н.э.) — это уже место обитания оседлых племён скотоводов и земледельцев.
С середины III в. до н.э. (между 250–225 гг.), в железный век, здесь появляются предки кельтов или галлов, как их именовали римляне. Сами себя они называли паризии. Избрав для поселения естественно защищённый остров Cité, новоприбывшие окружили его крепостной стеной, сменили переправы на мосты и основали на нём свою столицу — Лютецию (лат. Lutetia Parisiorum).
Географическое положение города было настолько выгодно, что могущество и богатство не заставили себя ждать. В основе процветания Лютеции лежала торговля — по реке и по суше, а также пошлины, взимаемые за проезд по мостам (и под ними 😏), соединяющим берега Сены. Корпорация лодочников на многие века вперёд заняла ведущее место в жизни города.
Они сохранят эту позицию даже после завоевания римлянами, когда город будет сожжён дотла и окажется под властью Цезаря… Но об этом — позже.