Датчик падения, SOS-кнопка, геолокация: пожилые минчане тестируют новую систему экстренного вызова помощи «Линия жизни 24»
Сервисы, позволяющие оперативно реагировать на ухудшение здоровья одиноких или одиноко проживающих пенсионеров, людей с инвалидностью, уже существуют в Японии, США, Израиле, России и других странах. Так что Беларусь в этом вопросе идет в ногу со временем.
— Данная система — отечественная программная разработка, но при ее создании учитывали опыт других стран. Минск стал первым городом Беларуси, где ее начинают внедрять. Следом подключатся регионы, — рассказывает управляющая службы «Линия жизни 24» Елена Моригеровская.
Кнопка жизни
Воспользоваться возможностью экстренно вызвать помощь просто. Человек, имеющий проблемы со здоровьем, носит на шее специальный кулон. Работает он по принципу мобильного телефона. Почувствовав себя плохо, владелец устройства тут же сообщает об этом оператору колл-центра, нажав на кулоне SOS-кнопку. Далее обычный телефонный разговор по громкой связи — кулон оснащен динамиком.
Если человек, потеряв сознание, упал и не успел рассказать оператору о том, что с ним происходит, звонок в колл-центр все равно поступит. Произойдет это благодаря встроенному в кулон датчику падения. Ситуация будет под контролем до выяснения обстоятельств произошедшего.
Не останутся без поддержки незрячие или находящиеся на ранних стадиях деменции люди, заблудившиеся в городе. Кулон оснащен GPS-навигацией, так что их местонахождение после запроса о помощи легко определить. После чего оператор даст им необходимые инструкции.
Сотрудники колл-центра на вызов не выезжают, их задача — телефонная консультация и первая помощь, поясняет руководитель службы. В случае необходимости они звонят родственникам, соседям, знакомым подопечного, телефоны которых заранее внесены в базу. Если требуется, вызывают скорую помощь или экстренные службы. При этом операторы остаются на связи, пока не убедятся, что помощь действительно оказана.
— Наша «кнопка жизни» позволяет соблюсти правило «золотого часа», обеспечив человеку своевременную помощь. А это существенно уменьшает последствия инсультов, инфарктов и других кризисных состояний, — отмечает Елена Моригеровская.
Сервис облегчит жизнь не только пожилым горожанам, людям с инвалидностью и серьезными хроническими заболеваниями, но и их родственникам. Поводов для беспокойства за близких станет значительно меньше. Центр принимает на себя также часть звонков с жалобами на здоровье.
Первое тестирование сервиса состоялось в июле-августе. Новинку опробовали пожилые горожане и люди с инвалидностью, состоящие на обслуживании в территориальных центрах социального обслуживания населения Фрунзенского, Заводского и Московского районов. По результатам тестирования подкорректировали компьютерную программу. Можно выбрать кулоны черного, зеленого, розового и голубого цветов.
В ноябре совместно с комитетом по труду, занятости и социальной защите, комитетом по здравоохранению Мингорисполкома и Минским городским управлением МЧС запущен новый пилотный проект. Теперь работу сервиса тестируют ветераны войны и труда из разных районов города. «Линия жизни 24» работает круглосуточно.
Выслушать и помочь
Наталья Вилюга — одна из шести операторов колл-центра. У нее медицинское образование — это обязательное условие для отвечающих за «кнопку жизни» специалистов. Она опытная медсестра и сиделка.
Прежде чем приступить к работе в колл-центре, все операторы прошли дополнительное обучение. Изучили особенности телефонного консультирования, работы с компьютерными программами, оказания первой доврачебной помощи. Полученные знания она уже не раз применила на практике.
— С серьезными расстройствами здоровья наших подопечных сталкиваться не доводилось. Но с жалобами на плохое самочувствие, повышенное давление звонят нередко. Мы не рекомендуем лечение, лекарственные препараты. Можем только посоветовать четко следовать назначениям врача, дать какие-то общие советы. При этом всегда стараемся успокоить, поддержать добрым словом. В работе с пожилыми это необходимо, — отмечает Наталья Вилюга.
Были в ее практике случаи, когда звонки поступали при срабатывании датчика падения. Но, как выяснялось, проблем для беспокойства не было — подопечные просто роняли кулон на пол.
Один раз оказала помощь бабушке с деменцией, которая вышла из автобуса не на той остановке и заблудилась. Благодаря указаниям оператора женщина благополучно добралась до дома. С облегчением выдохнули обе, признается Наталья Вилюга.
«Пролежал на полу весь день…»
Делаем контрольный звонок одному из подопечных Михаилу Степановичу. У него все в порядке, чувствует себя хорошо и соглашается пообщаться с журналистом.
Собеседнику 82 года. Много лет назад в результате болезни полностью утратил зрение, к тому же есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Живет один, ближайший родственник — племянник.
Михаил Степанович рассказал, что нынешним летом пережил большой стресс. Споткнувшись, упал на пол, не мог ни встать, ни дотянуться до стоящего на столе телефона. Так пролежал практически весь день. Кое-как сдернул телефон вниз. Благо он не разбился.
Тогда все закончилось благополучно, позвонил племяннику, тот приехал и помог. Но страх, что подобная ситуация повторится, остался. Когда пожилому человеку предложили подключиться к системе экстренного вызова помощи, он не упустил эту возможность. Теперь на душе гораздо спокойнее.
— Кулон все время при мне, — говорит Михаил Степанович. — Для таких, как я, это спасение. В каком бы состоянии ни был, надавить на кнопку и попросить помощи сможешь. А значит, будешь жить.
На учете в территориальных центрах социального обслуживания населения столицы состоят более 51,5 тысячи одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан, 10,3 тысячи одиноких и одиноко проживающих инвалидов 1-й и 2-й группы.
Автор: Оксана Мытько