Рэй и Лиз. 2018 г., 108 мин., Великобритания, реж. Ричард Биллингэм
Умопомрачительное кино // бытописание. Ричард Биллингэм представил миру свою безумную семейку в далеком 1994, совершив революцию в мире фотографии, когда ему не было и тридцати: снятые на обычную мыльницу изображения вечно пьяного беззубого добродушного старика и огромной бабёнки, разукрашенной татухами на все лады и манеры, засранные интерьеры дешёвой муниципальной квартирки, в которой они обитают, и всё это в рамках жанра семейного фото. Отец и мама Ричарда. Наши герои – Рэй и Лиз.
С момента выпуска альбомов о своей семье утекло много воды и оправданий со стороны Биллингэма на тему, насколько этично фотографировать своих не могущих оказать сопротивление родственников в не самом пристойном виде. Биллингэм стал фотографом с мировым именем, его работы представлены в основных коллекциях престижнейших галерей (Тейт, Саатчи и многих других), в 2001 его номинировали на премию Тёрнера и прозвали чуть ли не главным соцреалистом, а последние 5 лет он работал над фильмом "Рэй и Лиз". Мировая премьера прошла на фестивале в Локарно, где фильм удостоился специального приза жюри.
Он снят на 16 мм камеру с расширением кадра 4:3, что идеально вписывается в пространство квартиры и дома, создавая удушливое ощущение клаустрофобии. Будто героям не выбраться из социального жилья живущих на пособии иждивенцев. Интерьеры воссозданы по им же снятым фотографиям, а актеры чертовски похожи на реальных родителей Ричарда. Повествование поделено на три части и гоняет зрителя туда-сюда, перемежая сцены из жизни пролетарской семьи в Бирмингеме (отец Ричарда – бывший машинист, оставшийся без работы при Тэтчер) на протяжении 20 лет.
Начинается с конца - Рэй в одиночестве, не покидает и комнаты своей квартирки, упивается самопальным алкоголем, ложится спать и снова упивается, его навещает приятель, который заносит пойло и пытается избавиться от мух, кишащих повсюду. Вторая часть - ранние годы, 1980-е, они ещё живут в домике, деспотичная Лиз вечно недовольна и ругается на Рэя и всех, кто попадётся под руку, больше всего достаётся гротескно нелепому дядюшке Лолу. В третьей части они же спустя 5 лет, дети растут как трава, никому до них нет дела, и даже когда младший брат Ричарда Джейсон не ночует дома (а это ребёнок лет восьми), по возвращении родители едва замечают его отсутствие. Джейсона забирают социальные службы, Ричард бы и сам не против, чтобы его забрали, но он уже слишком взрослый для помощи. Всю эту атмосферу падения в дно дополняют отличные саундтреки бирмингемских групп, популярных в те годы (Fine Young Cannibals и Musical Youth), основная музыкальная тема фильма "Happy House" смеётся вместе с режиссёром над происходящим вокруг. "We're in a dream in the happy house, We're all quite sane".
И вся эта днищенская, полубезумная фантасмагория нелепых и грустных бытовых зарисовок запечатлена тем не менее с сочувствием и трепетом, уважением к своим героям, то есть как и фотографии Биллингэма не вызывает отвращения / ненависти / стыдливой гадливости, не воспринимается как акт отмщения за отравленное, загаженное детство. Скорее и фильм, и фотографии – та самая психотерапия и принятие того, что ты не всегда можешь изменить - своих родителей и их образа жизни. Очень достойное и тонкое кино, открывающее большую дискуссию на тему принятия себя и своей семьи, и какой соцреализм британского кино сильнее оседает в душе – Кен Лоуч, где все претензии к правительству обнажены до предела, или такая интимная семейная трагикомедия Ричарда Биллингэма, где персонажи и ситуации многозначнее, потому что это самые реальные люди.
Подписывайтесь на канал FILMHUSET, ставьте лайки/делайте репосты, это продлевает ему жизнь. Спасибо за внимание!