В НТС называют действия правительства по стабилизации внутреннего рынка - беспределом.
Тезисы главы НТС П. Баженова:
- на сегодня независимые АЗС вынуждены продавать топливо по самым высоким ценам. Банки отказывают в кредитах. Независимые АЗС дискредитированы в глазах населения. Топливо отпускается в опте в ограниченных количествах. Правительство открыто призвало фискальные и надзорные ведомства к проверкам деятельности независимых АЗС, отводя внимание от борьбы с причинами на борьбу со следствиями кризиса в российском нефтегазе;
- прикрывая нежелание проводить выгодную всем комплексную реформу в отрасли и непрофессионализм, регуляторы уходят от личной ответственности за провал собственной экономической политики в топливном секторе, перекладывая ее на плечи независимых АЗС;
- нет никакой иной возможности достучаться до власти и донести наши проблемы, кроме как обратиться непосредственно к президенту;
- биржевые и оптовые цены внутреннего рынка менее, чем за 2 месяца выросли более чем на 20%. В условиях заморозки розничных цен это привело к колоссальным убыткам независимой розницы. Вместе с тем, регуляторы не видят в этом проблемы, они продолжают мастерить очередные хлипкие костыли для еле дышащего рынка;
- в условиях так и не увеличившихся до индикативных значений объемов поставок на биржу, привычный оптовый механизм дал сбой. Неконтролируемый рост оптовых цен в условиях заморозки розничных привел к минусовой маржинальности всех АЗС страны, включая и АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). В таком положении сектор топливной розницы работает уже 8 из 10 месяцев 2018 г.;
- несмотря на это, правительство принимает еще более жесткое решение- зафиксировать маржу между мелкооптовыми и розничными ценами на уровне не более 4%. В противном случае, если разница будет выше - есть прямое указание на проверку независимой розницы ФНС, ФАС и др. органами. Ни один бизнес не сможет выжить при маржинальном покрытии в 4%. Этого хватит только на то, чтобы доставить топливо до АЗС и оплатить банкам эквайринг. И если ВИНК еще могут компенсировать убытки розницы за счет экспорта и оптовых продаж, то независимым АЗС остается только «замотать шланги» и покинуть рынок;
- у независимых операторов есть выбор между плохим и очень плохим решением: либо опустить цены до уровня +4% от мелкого опта, неизбежно получив минусовую операционную маржинальность, либо поднять цены в соответствии с экономическими реалиями и спровоцировать и отток клиентов, и проверки со стороны надзорных органов. В итоге, вне зависимости от выбранных вариантов следует ожидать дальнейшее сжатие независимого сектора. Таким образом, финал для независимого сектора в любом из перечисленных вариантов предрешен - разорение и потеря бизнеса;
- как последний гвоздь в крышку гроба независимой топливной розницы звучит бескомпромиссная позиция правительства по вопросу увеличения акцизов на топливо с 1 января 2019 г., что неизбежно приведет к еще более мощному скачку внутренних цен, а в условиях директивного управления похоронит навсегда остатки подобия рынка и вызовет волну социального негатива.