Результаты проверки учителей на их профессиональную пригодность рванули в обществе оглушительнее бомбы! И не враги какие-то клевещут на наших педагогов, а родное ведомство деликатно, анонимно поинтересовалось, а может ли математик сам решить те задачки, что детям дает?
Половина преподавателей информатики и математики с заданием не справились! Может быть, гуманитарии у нас больше любят свой предмет? Да не намного! Четверть проэкзаменованных историков, литераторов и преподающих «основы духовно-нравственной культуры народов России» оказались слабаками! Покрепче стоят на ногах те, что преподают родной язык (татарский, якутский, башкирский и т.д.), право и обществознание. Но и там не обошлось без двоечников.
Однако, какой конфуз! Базовые предметы не освоили сами учителя! А ведь они демонстрировали не эрудицию на географических диктантах, которые стали у нас в стране популярными, не смекалку в клубах «Что, где, когда?», не широту познаний в разных шоу, типа «Кто хочет стать миллионером. У них не спрашивали: каких художников и композиторов ты знаешь? Учителю алгебры надо было решить уравнение! Увы…
На этот раз проверку прошли выборочно 20 тысяч преподавателей из 67 регионов. А в 2019 году проверят учителей географии, физики, химии, биологии, естествознания, экологии, физкультуры, иностранных языков, основ безопасности жизнедеятельности, искусства и технологий, - всего 40 000 педагогов из 70 регионов России. И что будет с теми, кто не осилит экзаменационную работу?
Перефразируя широко известное изречение «Врачу – исцелись сам!», надо бы этих недоучек отправить назад в те ВУЗы, где их так плохо подготовили. Беда только, что по всем городам и весям остро ощущается нехватка педагогов. Видимо, еще и по этой причине приходится терпеть в школах таких наставников.
Поневоле вспомнишь советскую школу, которая при всех наших к ней претензиях была самой лучшей в мире. А что ей инкриминировали, помните? – процентомания процветала! Школы соревновались, какая больше медалистов выпустит! Ах ты, грех какой!
Стандарты обучения были едиными, как для краевых и областных центров, так и для деревень. Программы обучения не в муниципалитетах сочинялись, они были отработаны и отшлифованы академиками. Учебники не выбирались наугад, кому какой понравится, к ним предъявлялись высокие единые требования, потому и не было в них курьезов, ляпов и несуразностей. Методика преподавания была отшлифована, но и новаторам крылья не обрывали, существовали газеты и журналы, в которых педагоги делились опытом.
Грянувшее реформирование, внесшее в процесс обучения небывалую свободу, тестовые режимы проверки (когда галочку ставишь наугад!), отказ от сочинений, которые учили детей излагать свои мысли, - дали очень быстро ошеломительный результат! Теперь у нас все, как в Америке. Там существуют школы низшего звена – для детей мексиканских и русских эмигрантов, и элитарные, где уровень приличного преподавания должен соответственно и оплачиваться. Там даже в ВУЗах студент набирает сам перечень предметов, в которых он поднатореет: не хочешь математику – постигай историю джаза! И опять же – где и сколько заплатишь, столько в прямой пропорции и получишь. Никакого всеобщего!
Господа, куда катимся? Я сейчас в «Евроньюс» смотрела страшный сюжет про пожары в Калифорнии: больше 40 человек погибли. Диктору ученый комментарий о причинах пожара дает профессор географии, говорит буквально следующее: «Вся беда в том, что люди селятся вблизи лесов, вон и в городах все кварталы и дороги обсажены деревьями. А ведь они и горят! Так было в Греции, в Португалии… Нельзя жить рядом с деревьями!»
Я не вру, даже заголовок к сюжету поставили: «Вырубить деревья и пожаров не будет». А профессор не забыл, что там, где деревья, еще и кислород? Или это не в его компетенции?
Мне стало страшно, а что если в погоне за высокими рейтингами (как раз такой обнародован – о самых комфортных для проживания городах) в наших городах начнут деревья изгонять? Выглянула в окно: у меня в Чертаново – сплошной лес, и Битцевский парк рядом. Ау, мэр Собянин, не слушай их, ничего рубить не надо!
А если наши учителя по уровню знаний и смекалки до их профессуры подтянутся? Спаси, Господи, и сохрани!.. Нет уж, уважаемые педагоги, общество о вас заботится, зарплату на уровень средней по стране подтягивает, вы тоже подтягивайтесь, исправляйте свои «колы» и «двойки», стыдно ведь перед пацанами…
Но мне внушает тревогу признание Рособрнадзора. Вот что там говорят:
«Исследование проводилось деперсонифицированно в режиме апробации, и его результаты никак не повлияют на работу участников исследования и школ. Исследование включало и сбор мнения учителей о содержании диагностической работы. До 2020 года перед Рособрнадзором стоит задача разработать единые федеральные оценочные материалы по всем школьным предметам. Результаты исследования будут учитывать условия работы педагогов: тип школы, населенного пункта, стаж и возраст учителя».
Успокоили «двоечников», никакой выговор им не грозит. И самим экзаменаторам еще ДВА ГОДА понадобится, чтобы оценочные критерии разработать, не знают они пока, как проверять! И вообще, впредь будут ПО-РАЗНОМУ оценивать городских учителей и деревенских, у нас уже типы школ – разные. Это равносильно признанию, что реформа проведена успешно, ЕДИНОГО ВСЕОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БОЛЬШЕ В РОССИИ НЕТ. Приехали. Кто бы еще наше Министерство образования проверил на вшивость, может, чиновников там тоже надо переучивать?