Когда фастфуд выдавит шашлыки и лагман с уральских трасс.
Как релаксируют американцы на Сибирском тракте, где набивают животы дальнобойщики, как выживают перекопанные шашлычники и что нужно делать кафешке, чтобы выжить — читайте в нашем репортаже.
Еще пару лет, и придорожный сервис на трассах Среднего Урала изменится до неузнаваемости, а с ним и досуг жителей мегаполиса. Станет нормой в выходные отоспаться в кемпинге под Брусянами или устроить романтический ужин на Серовском тракте, уверяют эксперты. Сложно поверить в истинность этих предсказаний, глядя на текущий уровень придорожного сервиса, поэтому ЕТВ отправился на трассу — узреть возможность светлого будущего своими глазами.
Придорожный сервис с ЕТВ: выжить любой ценой. Трейлер
Кафешки и кафушки
Контроль и мониторинг за придорожным сервисом Свердловской области последние пять лет осуществляет Ассоциация развития дорожного сервиса, а ее бессменного главу Сергея Ли знают в лицо в забегаловках и на Тюменском тракте, и в Полевском, и в Перми.
Мы берем Сергея в проводники по миру «придорожки». Наше увлекательное путешествие Ли начинает крайне обнадеживающе: «Скоро всем кафушкам придет трындец». «Кафушками» эксперт называет мелкий общепит, хаотично раскиданный на трассах, перманентные клиенты которого — автотуристы и новички-дальнобойщики, перебивающиеся от кемпинга к кемпингу.
«Придорожные комплексы, которые работают по всем канонам, у нас можно пересчитать по пальцам одной руки: два на Тюменском тракте, два на Челябинском. Ну, Приозерье… И все», — признается Ли. С гуру «придорожки» мы отправляемся на трассу «Екатеринбург-Тюмень»: нам предстоит провести ревизию мотеля и пельменной.
Приводить дорожных бизнесменов в чувство с каждым годом становится легче: по сравнению с тем же 2012, рассказывает Ли, предприниматели стали быстрее идти на контакт и стремиться к обучению. «Бывают, конечно, случаи, когда тебе нужно доказать владельцу, что вообще от него надо. Многие из них делали свой бизнес еще в девяностых. Но проходит время, и он начинает с тобой сотрудничать», — говорит Ли.
Для владельцев заправок и кемпингов ассоциация проводит обучение: в идеале свердловская «придорожка» должна быть как в Германии, где этот бизнес започковался уже давно. Там практически на каждой АЗС есть большой магазин и ночлежка с необходимым минимумом удобств, а самая завалящая чиабатта с ветчиной и сыром по вкусу может дать фору иным местным ресторанам. Урал же только вышел на эту дорогу: на полный апгрейд отрасли понадобится три года.
На дорогах Свердловской области сейчас работают больше 400 предприятий — кафе, кемпингов, гостиниц и ресторанов, и 90% из них фактически находятся на нелегальном положении: почти каждому не хватает какой-нибудь разрешительной бумажки.
«Открыть придорожный бизнес, получив все разрешения, очень сложно. У нас есть ряд ведомств, от которых нужно получить добро — это и Роспотребнадзор, и прокуратура, и ГИБДД. В 90% случаев организации что-то да не досогласовали. В то же время голимых нелегалов у нас практически нет, как и идеальных комплексов», — признается Ли.
Дотянуть до «Бульона»
Мы подъезжаем к кемпингу «Березовая роща», он находится на 30 километре Сибирского тракта, в 20 километрах от микрорайона ЖБИ. В рейтинге Ассоциации дорожного сервиса это место — одно из образцовых в регионе, но как только мы выходим из машины, глаз-алмаз Ли замечает недочеты: мало вывесок, а те, что есть, ведут в неизвестность.
«Формат сервиса правильный, но его надо довести до ума. Сделать более красивым. Здесь вопрос лишь в эстетике и навигации: вот мы заехали, и непонятно куда бежать. А почему? Потому что вывески слабо информативные. На таком комплексе нужно штук 50 знаков! Когда мы на западе заезжаем в придорожный мотель, то сразу видим, сколько там свободных мест, по какой цене и так далее. Подъезжаем к заправке — сколько стоит бензин и так далее», — объясняет свое недовольство Сергей.
Ассоциация компаний придорожного сервиса и туризма провела опрос среди дальнобойщиков. Некоторые признаются, что если кого на кемпингах и не хватает порой, так это грамотного охранника. «Зачем, спрашиваем? Они говорят: мы подъезжаем и ничего не знаем про этот комплекс. Нужно знать и цену, и где тут помыться, и где поесть», — поясняет наш предводитель.
На ресепшене нас встречает администратор с бейджем «Лена». Женщина утверждает, что их отель — самый лучший на трассе, и охотно соглашается провести нам экскурсию по номерам.
— А кто у вас заселяется? Дальнобойщики?
— Дальнобойщики спят в машинах, а к нам ездят туристы. У нас разные номера есть — и студии, и для людей с детьми. И даже люксики.
— И часто у вас туристы останавливаются?
— Каждую неделю. Летом, конечно больше. И зарплата больше. А зимой — так, заезжают. К нам со всей области ездили! И даже американцы были.
— Тоже туристы? Что они здесь делали?
— Как что? Отдыхали!
Едем дальше. Следующий пункт нашего придорожного вояжа — пельменная на Сибирском тракте. В дороге Сергей Виссарионович снова заводит речь про отсутствие комплексов, построенных по канонам придорожного сервиса: «Сделаны-то хорошо, только не породисто».
«Вот на Пермском тракте есть кафе „Бульон“. Народу очень нравится, они буквально тянут до „Бульона“. Там заходишь и оказываешься будто в „Макдоналдсе“: вывески везде, меню, детская зона, туалет и душ. Сделано,как я говорю, породисто. А у нас здесь все хорошо, да вот шика не хватает», — рассуждает эксперт.
А вот в пельменной нам рады не очень: несмотря на то, что с виду все вроде хорошо и пахнет вкусно, девушки-официантки и кассирша прячутся в подсобке. Чтобы спросить, когда открылась образцовая, по мнению Ли, пельменная, приходится кричать куда-то за стойку.
Стать придорожным бизнесменом нынче непросто. Ли рассказывает, что, как и в любой отрасли, у трассового сервиса есть свои заморочки, не ограничивающиеся бумажной волокитой. Один бизнесмены берут взятками и хитростью: дают «на лапу» местным полицейским, покупают разрешения и даже прописываются в своих кафешках. Точнее, кафушках.
«Я знаю одного предпринимателя, который на трассе построил шашлычку, прописал там себя, свою семью, детей. Как он это сделал? Непонятно, — рассказывает Ли. — Другой продавал водку подросткам, а на торговлю спиртным даже лицензии не было. Мы однажды приехали к нему с руководителями ГИБДД. Он тут же звонит местному начальнику полиции, говорит, приезжай, разберись. Но не тут-то было!»
Есть и упрямые, кто по несколько лет согласовывают участки и добиваются права на работу: «Проверяем мы кемпинг, который ребята построили в девяностых. У них все согласовано, а тут изменилась разгонная полоса на дороге. Приезжает ГИБДД, говорит, переделывайте. И получается тупик — хоть стой, хоть падай».
Один из мастеров упрямства встречается на пути и нам: владелец кафе «Лаззат» на Тюменском тракте ведет ежедневную войну с «Автодором», перекапывающим ему въезд.
Съесть шаурму и не умереть: придорожные лайфхаки
Как пообедать на трассе и остаться в живых? Этот вопрос волнует всех, кроме дальнобойщиков и автоинспекторов. Глава Ассоциации развития придорожного сервиса советует слушать в выборе пункта для трапезы именно завсегдатаев трассы.
Самый оптимальный вариант — купить радиоустановку и настроиться на волну дальнобойщиков. Так можно получить бонус в виде последних новостей с дороги не только о вкусных забегаловках, но и о состоянии трасс, годных мест для ночевки и отдыха. Способ второй — смотреть, где едят сотрудники ГИБДД. Но и эта тема не вечна: совсем скоро, предсказывает эксперт, мелкие шашлычки и кафешки исчезнут с обочин. Им на смену придут сетевые организации.
«Нелегалы, мелкие кафешки есть, но жить им осталось недолго. Скоро случится ситуация, схожая с ритейлом: когда на придорожку зайдет большой сетевик, маленькие умрут. Как только дети увидят у дороги огромную букву М, они не захотят в шашлычку, они потащат родителей туда. Люди поедут в комплекс — где несколько кафе, детская площадка, туалеты и зона отдыха», — уверен Сергей Ли.
Для сетевиков уже отводят участки, более того, известны приоритетные игроки: это компания «ТрэвелПарк» — российско-австрийский проект. Недавно она зашла в Ульяновскую область и уже присматривается к Среднему Уралу. Со стороны Перми наступает «Автогриль» — фастфуд сегодня привлекает автопутешественников больше, чем лагман и пельмени.
В актуальности развития отрасли сомнений нет: свидетельство тому — опросы водителей. Сегодня многие из дальнобойщиков хотят отдыхать в мягких креслах. К комфорту их приучили, в частности, тахографы — системы, обязывающие дальнобойщиков делать остановки через определенные расстояния и временные промежутки.
Изменится и придорожная кухня. Сейчас, рассказывает эксперт, в области уже выражена тенденция на разнообразие блюд: пельменные и национальные кухни потеснил фастфуд. Близко пришествие высокой кухни: «Вот увидите: через пару лет откроются на трассах рестораны, в которых шефы будут готовить авторские блюда. И эти заведения будут популярны».