Многие знают, что новые двухэтажные поезда «Аэрокспресса» — это швейцарские Stadler KISS. Но мало кто знает, что у себя на родине эти поезда разительно отличаются от того, что поставляется нам!
Первый двухэтажный аэроэкспресс был запущен до аэропорта «Внуково» в октябре прошлого года. Чуть позже двухэтажки стали обслуживать аэропорт «Домодедово». Первые четыре поезда были выпущены на заводе Stadler Altenrhein AG в Швейцарии, сборка остальных составов производилась на заводе Stadler Минск в Белоруссии.
Меня сложно удивить поездами, но этот произвел впечатление. Это городская электричка (S-Bahn). От одной конечной станции до другой, в данном случае от Биля (Biel/Bienne) до Туна (Thun) через Берн, электричка идет всего полтора часа.
Эти поезда начали эксплуатироваться в 2011 году. Первые испытания начались несколькими годами ранее. Для сравнения, база для «наших» «Сапсанов», Siemens Velaro, пошла в коммерческую эксплуатацию на 12 лет раньше, в 1999 году.
В Stadler KISS применен «новый» подход к планированию пространства. Салон вагона не представляет из себя единое корыто, а разбит на небольшие секции. Такой подход помогает добавить камерности и снизить уровень шума в каждой из секции. Ведь, в современных поездах, главный источник шума — пассажиры.
По краям вагона находятся одноэтажные секции и отсеки с оборудованием. Высота пола в основной части вагона всего 44 см. Там под пол особо ничего не убрать. Поэтому, почти всё оборудование убрано под пол и потолок одноэтажных секций.
Если присмотреться на фото выше, то видно что от дверей к центру идет плавный спуск. При остановке поезд использует выдвижные «ступени» — они помогают избавиться от щели между платформой и вагоном.
Но это не всё. От «тамбура» к вагону есть еще один спуск вниз (фото снизу, темный цвет на полу). В итоге, получается, что пол первого этажа расположен ниже уровня платформы (а она, в отличии от наших, не высокая).
В оригинале, поезд назывался Stadler DOSTO, от немецкого Doppelstock (двухэтажный). В 2010 году, еще до запуска в коммерческую эксплуатацию, поезда переименовали в KISS — акроним «Komfortabler innovativer spurtstarker S-Bahn-Zug».
«Spurtstarker», потому что, силовая установка поезда, в течение короткого промежутка времени (несколько минут), может выдавать более 6 МВт. Это позволяет увеличить ускорение до 1.1 м/с². Интересно, что Штадлер (Stadler) использует подобную технологию и в дизель-поездах (DMU) Флирт.
Компания BLS (которой принадлежит этот состав) эксплуатирует Stadler KISS с декабря 2012 года. В поезде 335 сидячих и 566 стоячих мест. Максимальная скорость — 160 км/ч. Высота пола — 44 см.
Для сравнения, условно предыдущее поколение. Баланс белого тот же.
Интересно, что на схеме есть фуникулеры и частные железные дороги типа Юнгфрау (Jungfrau).
Станция Ваберн (Wabern) находится на второстепенной линии Берн (Bern) — Бельп (Belp) — Тун (Thun). Это однопутка, основная линия, обслуживающая тоннель Lötschberg, находится с другой стороны долины. На схеме выше она обозначена черным цветом. Почти все пассажиры станции используют ее для стыковки с фуникулером Gurtenbahn.
Но даже на этой малодеятельной линии городские электрички ходят каждые 15 минут. Большинство поездов на станции останавливается по очереди. Останавливающийся поезд пропускает встречный состав, который идёт без остановки.
А вот как эти же поезда выглядят у «Аэроэкспресса»! Ну как, похоже?