Ранее мы уже говорили о том, что технология блокчейн с самого своего появления считалась подходящей для логистики. Это мнение разделяли не только операторы грузоперевозок, но и ИТ-компании (например, IBM). Насколько оправдан такой взгляд? Разберемся.
Блокчейн для перевозок
На первый взгляд, использовать блокчейн в этой сфере логично:
- это возможность отслеживать и контролировать изменения состояния объекта наблюдения;
- это невозможность изменить показатели, удалить их или подделать задним числом.
И применительно к перевозке грузов картина тоже выглядит соблазнительной: вы всегда видите, где находится транспорт, какая обстановка кругом, в случае перевозки специфического груза можете отследить параметры температуры, положения груза и так далее.
Решения такого характера уже запустила компания IBM совместно с крупнейшим морским перевозчиком компании Maersk и с одним из колумбийских автоперевозчиков. Схожие решения есть и в России — совместный проект компании «Деловые линии» и страховой компании «Ренессанс страхование».
В чём затруднение?
И вроде бы процесс идёт, но каких-то ярких прорывов нет — и по инсайдерским данным не ожидается. Все говорят о том, что через пять-десять лет блокчейн будет работать во всех сферах, доминируя над иными технологиями, — но пока это выглядит лишь разговорами.
Да, блокчейн-платформы интегрированы в грузоперевозки, но революции не произошло. Понимание методологии есть, но этого недостаточно.
Причина, на наш взгляд, в том, что компании, разрабатывающие и внедряющие блокчейн, сразу выходят на уровень бизнес-логики и её бизнес-процессов, что сразу на порядки усложняет работу.
Наша модель
Мы вовремя поняли, что не стоит затрагивать уровень бизнес-процессов. Аналитики и консалтинговые компании сделают это качественнее. И приняли официальное решение: мы работаем только на уровне данных. Если использовать терминологию модели ISO/OSI, то мы работаем максимум на уровне протокола.
Соответственно, мы как разработчики отошли в сторону и предложили бизнесу дальше использовать разработанную модель.
На данный момент есть методология, позволяющая с использованием технологии блокчейн быстро выйти на прямой финансовый эффект. Прогноз, подготовленный коллегами, выглядел настолько ошеломляюще неправдоподобным, что пришлось в официальных материалах несколько занизить цифры, чтобы минимизировать риски от возможных форс-мажоров.
Банковские гарантии
Есть мнение, что использование электронных чеков в смарт-контрактах систем логистики позволит исключить банк из процесса согласования, сэкономив таким образом не только деньги, но и время. Нам такая постановка вопроса кажется излишне радикальной.
С электронными чеками проблема будет в том, что в каждой юрисдикции своё отношение к блокчейну, единых правил нет. А банковский сектор имеет единые мировые регуляции, общие соглашения.
А вот для механизма подтверждения этих банковских гарантий блокчейн подходит прекрасно, позволяя банку выступать гарантом корректности многосторонних сложных договоров. В предельном случае все участники процесса открывают расчётные счета в одном банке, под весь процесс подкладывается смарт-контракт, транзакции отслеживаются прозрачным для всех образом, и все стороны уверены, что средства будут распределяться так, как предписано договором.