Италия изобилует прекрасными платными магистралями, где можно оставить приличный бюджет. А если есть возможность не спешить и сэкономить на дорогах? Мы выяснили, насколько вероятно передвигаться по бесплатным магистралям в Италии. В поездке в августе намеренно искали пути бесплатных объездов и испытывали их на себе. Основной вывод: ездить бесплатно в Италии можно везде, ну или так: везде где мы были, мы смогли найти бесплатные пути объезда. Но некоторые дороги вас взбесят, а некоторые все равно окажутся платными, если вы неверно проложите маршрут. Рассказываю подробно
Про навигацию и прокладывание маршрута
Небольшое вступление. По идейным и прагматичным соображениям мы не пользуемся в поездках интернетом. Не покупаем местные симки и специальные устройства для того, чтобы интернет был под рукой.
Во-первых, чтобы не было никакой возможности в поездке и прогулках сидеть в мессенджерах, читать электронную почту, зависать в Инстаграме. Для меня, как для человека, работающего в коммуникациях, в момент отпуска важно переводить свои когнитивные функции на уровень зомби.
Во-вторых, это челлендж. Современный интернет сделал ответы на вопросы слишком легкими, а вербальные коммуникации зачастую практически ненужными. Тем временем, мы путешествуем чтобы знакомиться и общаться с необычными для нас культурами. Можно что-то поискать в интернете, а можно спросить у местных, найти кого-то кто говорит по-английски, выучить вынужденно пару новых итальянских слов.
Короче интернета у нас заграницей нет. Carplay в машине вынудил нас пользоваться Apple-картами, будь они неладны. На подмогу у нас в смартфонах припрятана офлайн-карта maps.me – строит маршруты вполне адекватно, но всегда по платным дорогам. А вот Apple умеет их объезжать – соответствующий пунктик есть в меню настроек. И делает это программа чаще всего адекватно.
Но.
Регулярно и без вашего ведома перестраивает маршрут, причем почему-то на платные дороги. Несколько раз сталкивались с тем, что отсматривали карты, выбирали маршрут поездки, прогружали его, садились в машину, и через несколько километров обнаруживали, что едем совсем другим путем. В какой момент и с какого перепугу у яблочных карт переключается сознание – сложно отследить. При этом перестроить маршрут офлайн нельзя, остается ехать, просто отсматривая маршрут глазами по карте. Но ее милостивый Эппл упорно замыливает и разворачивает в разные стороны, так что глядя на движущийся маршрут ты через несколько минут уже совсем теряешь понимание сторон света. Как отключить это – мы не нашли. Да и не особо упорно искали, честно говоря, в какой-то момент просто поменяли стратегию и забили на Эппл.
Хотя нет, самый великолепный этюд от Эппл-карт – это постоянные попытки повести маршрут через Украину. Даже если это вообще никак не ложится в маршрут, даже если в этом нет ни грамма логики. Вот очень интересно, почему. По всей Европе мы гадали – ну, может потому что там дороги бесплатные и нормальные? Но нет, мы ездили по Западной Украине – нечем там особо хвастаться. Радикально прекрасный момент – это когда Эппл-карты предложили маршрут Брест-Москва через Киев.
Маршрут здорового человека:
Маршрут курильщика эппл-карт:
В общем, достаточно скоро мы решили сфокусироваться на дорожных указателях. Выбирали бесплатный маршрут, отсматривали по каким он проходит трассам (в Италии удобные буквенно-цифровые обозначения), какие населенные пункты мы должны проезжать, да и ехали себе слушали аудиокнижки и итальянское радио.
В паре мест мы обнаружили указатели, которые указывали не туда. В одном таком месте в районе города Потенца создатели знака ошибку нашли, от отрезали от знака треугольник, который показывал не туда, и попытались пририсовать (то ли краской то ли карандашом) стрелочку в другую сторону – в жизни ничего подобного не видела, прям не поверила глазам! Короче свернули на развязке не туда, но покружили чуток и выехали правильно.
Бесплатные дороги Италии иногда просто копируют платные магистрали, иногда идут по совсем другим направлениям. Кое-где заставляют искренне удивиться – трассы с ограничением 110-120 км в час, широкие и удобные. А кое-где нехило бесят.
Бесплатные дороги которые бесят
На севере Италии (выезжали из Порденоне в Равенну) мы ехали по дороге, которая проходила через все населенные пункты вообще, и буквально каждый километр прерывалась кольцом – узким, отвратительно неудобным кольцом с высоченными бетонными бордюрами и клумбой в центре, на скорости больше чем 10 км в час это кольцо никак не проедешь. Десять колец, пятнадцать, двадцатое... И вот глаза наливаются кровью, и хочется плюнуть на все решения об экономии и спустить всё на платные магистрали.
Другая болезнь – бесплатная трасса Рим-Неаполь. Ровная, прямая, с небольшим количеством населённых пунктов. Но с ограничением 50 км/ч на несколько десятков километров. Вот даже если ты боженька среди аккуратных водителей, ехать так – совершенно невыносимо. Тем более что местным жителям эти ограничения скорости почему-то неинтересны, и тебя постоянно обгоняют. При этом штрафы за превышение тут ооочень весомые. Если при разрешенных 50 км ты будешь ехать 55-65 км, штраф составит 36 евро. Почему они носятся как угорелые – мы не поняли. В общем, я немножко тоже побыстрее поехала. Но совсем немножко. Вроде ничего не случилось. Может камер там и нет? Но очень не люблю так рисковать кучей денег или визой.
Организация оплаты на платных дорогах
Вам необязательно повторять мои эксперименты, нервы и время часто дороже. Так что расскажу как платить за дороги если что. В Италии платные дороги организованы так же, как и в России: есть магистрали, при въезде на которые получаешь квиток в автомате. Суешь его в автомат на выезде, и в зависимости от расстояния платишь сумму, которую стоил участок (картой, наличкой – все работает).
А как в других странах?
В Хорватии ровно такая же ситуация. Если вы хоть раз платили за дороги в Европе, на Ленинградке или на М4, то удивить вас будет нечем. В Хорватии дороги очень дорогие. Там мы решили уже не пытаться найти объезды, а просто поехать с ветерком по чудесной трассе с ограничением в 130 км/ч прямо до Венгрии. Дорога из Дубровника до границы обошлась нам почти в 3000 рублей.
В Польше вроде тоже есть платные магистрали, реализованные таким же способом. Но мы их опять не нашли.
В Австрии и в Чехии – платность дорог реализована в формате физических виньеток – наклейки на лобовик. Купить наклейку можно на крупных АЗС, практически на любой заправке до въезда в страну (там как правило есть объявления, что продаются виньетки, но можно и спросить). Если я правильно запомнила, и в Австрии и в Чехии виньетки стоили по порядка 10 евро на каждую из стран, период действия – неделя.
В Словакии и Венгрии – электронные виньетки. Для проезда по Словакии виньетку можно купить в специальном приложении. Ничего больше не происходит, просто куда-то списываются деньги. Надеюсь, на асфальт и благоустройство потратят. Для проезда по Венгрии нужно оплатить виньетку на заправке и получить взамен пару бумажек, на чеке надпись – хранить в течение двух лет на всякий случай. Мы будем, Венгрия, мы будем :)
По дорогам во всех странах с виньетками расставлены камеры, фиксирующие номера или наличие наклейки на лобовом. Штрафы за проезд по каждой из стран без оплаты дорог можно погуглить, они регулярно меняются. Суммы в основном внушнительные – чтобы у вас не осталось сомнения в уникальном торговом предложении и верности ваших вложений.
Если понравилась статья, обязательно поставьте лайк – для меня это будет стимулом продолжать делиться накопленными наблюдениями из путешествий граждан, которые любят понищебродствовать на широкую ногу.
О маршруте, как экономить на бензине и на парковках, читайте в предыдущей статье.