Найти в Дзене
Записки истории

«Народоволец»🌟

14 октября 1942 г. в Балтийском море, западнее острова Борнхольм, полным ходом шел фашистский вооруженный транспорт «Якобус Фритцен» с войсками на борту. Он был с горящими навигационными огнями, светящимися иллюминаторами. Командир судна был уверен в безопасности — транспорт находился почти на меридиане Берлина, более чем за тысячу километров от Ленинграда, под стенами которого уже шли бои. И вдруг под днищем раздался мощный взрыв, судно резко накренилось и, подавая отчаянные гудки о помощи, пошло на дно. Его атаковала советская подлодка «Народоволец» (Д-2) под командованием капитана 3 ранга Р. Линденберга.

Старшина 1-й статьи Б.С. Иванов советской подводной лодки Д-2 «Народоволец» передает по отсекам «Вражеский транспорт потоплен». 14.10.1942 г.
Старшина 1-й статьи Б.С. Иванов советской подводной лодки Д-2 «Народоволец» передает по отсекам «Вражеский транспорт потоплен». 14.10.1942 г.

Фашистское командование направило к месту гибели судна противолодочные корабли и вскоре объявило: «Подлодка уничтожена». Но это была обычная гитлеровская дезинформация, «Народоволец» продолжал воевать. А в 1989 году ее 76-метровый стальной корпус водрузили на пьедестал в Ленинграде, на Васильевском острове, у Шкиперского протока.

Д-2 «Народоволец» — (серия I, проект Д — «Декабрист», заводской № 178) — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка. За период войны данная подводная лодка совершила четыре боевых похода. После войны, в 1946-1955 годах, лодка выполняла учебно-боевые задачи. С сентября 1994 является филиалом Центрального Военно-Морского музея.
Д-2 «Народоволец» — (серия I, проект Д — «Декабрист», заводской № 178) — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка. За период войны данная подводная лодка совершила четыре боевых похода. После войны, в 1946-1955 годах, лодка выполняла учебно-боевые задачи. С сентября 1994 является филиалом Центрального Военно-Морского музея.

Традиция оставлять отличившиеся корабли «для вечной памяти» зародилась еще во времена Петра I. Ныне десятки кораблей, участвовавших в Великой Отечественной войне, поставлены в качестве памятников. Среди них три подлодки — во Владивостоке, Североморске, Таллинне. «Народоволец» — четвертая субмарина, удостоенная этой чести.

Д-2 на берегу. Идут последние работы по превращению корабля в музей.
Д-2 на берегу. Идут последние работы по превращению корабля в музей.

Биография лодки началась в марте 1927 года, когда она в торжественной обстановке была заложена в Ленинграде. Два года ее собирали на стапеле, потом оснащали механизмами и оружием, проводили испытания.

Спуск на воду подводной лодки Д-2 «Народоволец» 19 мая 1929 года
Спуск на воду подводной лодки Д-2 «Народоволец» 19 мая 1929 года

В 1931 году Д-2 вступила в состав морских сил Балтики, а в 1933 году перешла по Беломорско-Балтийскому каналу в Мурманск. Обладая высокими мореходными качествами, лодка ходила в самые отдаленные районы Северного Ледовитого океана, была у Новой Земли, в Карском море.

Подводная лодка Д-2 «Народоволец» на параде в честь Дня ВМФ. Кольский залив, 31 июля 1938 г.
Подводная лодка Д-2 «Народоволец» на параде в честь Дня ВМФ. Кольский залив, 31 июля 1938 г.

В сентябре 1939 года «Народоволец» пришел в Ленинград на капитальный ремонт, где встретил войну с фашистской Германией. Действовать подводникам пришлось в крайне тяжелых условиях — немцы поставили в Финском заливе тысячи мин, соорудили сетевые заграждения. Выход в открытое море охраняли боевые корабли и авиация. И все же Д-2 прорвалась. Кроме «Якобуса Фритцена» она торпедировала в октябре сорок первого паром «Дойчланд», потом записала на свой боевой счет еще два транспорта противника.

Жертва атаки подводной лодки «Д-2» 19 октября 1942 года железнодорожный паром «Дойчланд».
Жертва атаки подводной лодки «Д-2» 19 октября 1942 года железнодорожный паром «Дойчланд».

После войны на лодке тренировались молодые подводники. Затем ветераны «Народовольца» обратились в Ленинградский Совет с предложением поставить лодку на «вечный якорь». Народные депутаты одобрили инициативу. Рабочие Балтийского завода с любовью отреставрировали корабль. На лодке создали музей, посвященный подвигам балтийских подводников...

«Д-2» сегодня. Стеллажи с запасным торпедами. По центру койки матросов.
«Д-2» сегодня. Стеллажи с запасным торпедами. По центру койки матросов.

Спасибо за прочтение, подписывайтесь и ставьте «Палец вверх»👍