Найти тему
Город Будущего

Коротко о пробках

Оглавление

Кратко объясняю почему наши города стоят в пробках и почему строительство новых дорог не приведёт к улучшению ситуации.

Среднестатистический водитель-москвич теряет в год более 5 дней в пробках. За это время можно было прочитать 20 книг или отточить до совершенства какой-нибудь навык. Существенная потеря времени, не так ли?

Откуда они вообще?

На самом деле, все очень просто. Пробки в России возникли в 21 веке, главная причина — стремительное увеличение разрыва между автомобилизацией населения и улично-дорожной сетью городов. Если в 1980-е на 1000 городских жителей было зарегистрировано менее 100 автомобилей, то в наше время на 1000 жителей в среднем приходится более 300 автомобилей. Количество автомобилей за этот период увеличилось в 3–4 раза. Автокредиты и развитие автомобильной промышленности подтолкнули население к покупке личного автомобиля.

-2

За это же время протяженность городских дорог увеличилась в среднем на 40%. Как результат, наши дороги начали трещать по швам от количества автомобилей и разъяренных водителей. Загруженность отечественных дорог достигла максимальных значений несколько лет назад, когда эффективной считалась парадигма строительства новых дорог, а денег на ее осуществление не было.

-3

Строительство дорог — панацея?

Казалось бы, можно построить новые дороги и тем самым решить проблему пробок. Но нет, не все так просто и на это есть несколько причин:

Само по себе строительство новых дорог — долгий и очень дорогой процесс. Логично предположить, что деньги, которые должны быть выделены на строительство будут поступать от тех, кто этими дорогами пользуется. И здесь мы сталкиваемся с главной проблемой, в нашей стране очень низкие транспортные налоги и штрафы. Собираемых средств едва хватает на то, чтобы ремонтировать и содержать уже существующие дороги. На строительство новых дорог выделяются деньги, НЕ связанные с доходами за счет автовладельцев. К сожалению, сегодня лобби автомобилистов одно из самых сильнейших. Увеличение налогов обязательно приведет к массовым негодованиям со стороны владельцев автомобилей и скорее всего будет поддержано отечественными СМИ.

2. Новые дороги — новые пробки

Новые дороги в загруженных местах лишь временно облегчают транспортную ситуацию: они довольно скоро заполняются машинами, причём в той же пропорции, в какой строятся. Это явление в научной литературе известно как единичная эластичность спроса на дорожную сеть по дорожному строительству.

Представьте себе, что вы живёте в районе, в котором всегда была тяжёлая транспортная обстановка. Поэтому вы не покупали себе машину, хотя с вашими доходами могли бы. И вот власти проложили новую дорогу: пробок действительно стало меньше. Вы думаете: теперь всё изменилось, почему бы и мне не завести машину? Но точно так же рассуждают другие жители вашего района. В результате новая дорога заполняется новыми машинами, и однажды ситуация становится даже хуже, чем прежде. Эту закономерность, известную как парадокс Льюиса-Могриджа, раз за разом подтверждают разные города и страны.

3. Планировка городов

Определенные ограничения для развития дорожной сети задает исторически обусловленная планировка городов. Многие города росли из единого центра, постепенно расширяя свои границы и удлиняя дороги. Так называемая радиально-кольцевая структура создает маятниковую миграцию. Утром весь транспорт из спальных районов направляется в деловой центр, а вечером в обратную сторону.

-4

Большая часть наших городов построена именно по такому принципу, а строительство новых микрорайонов на окраинах только усугубляет ситуацию на дорогах.

Резюмируя

Я не хотел сказать, что строить новые дороги не нужно. Необходимо понимать, что у каждой транспортной системы есть объективные ограничения. Невозможно предоставить всем желающим широкие проспекты дорог и бесплатные парковки. Представьте себе трубу, ее пропускная способность 1 литр в минуту, 2 литра влить будет невозможно, вода не сможет течь быстрее. То же самое правило распространяется и на дороги.

Автор канала Город Будущего в телеграме.

Мой Инстаграм.

Мой Ютуб.