Я прогрессивный человек и процесс глобализации в целом мне не чужд. Но все это только до тех пор, пока он не начинает пожирать дорогие моему сердцу места, уничтожать аутентичность, лицо города. Одним из таких мест является кинотеатр Атлас в районе Бейоглу. Это заведение, являясь одним из самых старых кинотеатров города, находится под угрозой закрытия.
Низкие темные облака знаменуют осень в Стамбуле. Грозовые тучи без молний, будто Гефест предпочел не тратиться на производстве молний, величаво и отрешенно проплывают как киты исполины над головами. До зимы еще далеко и ветер привычно гонит клубы пара с юга на север, но в воздухе уже чувствуется сопротивление и время будто останавливается и все вокруг затихает. Хочется укрыться в уютном месте, одним из которых может быть кинотеатр. Осенние дожди и томные вечера словно намекают, на актуальность темных залов, мягких кресел и большого белого полотна, открывающего дверь в мир страсти, сказок, мифов и вымыслов.
Здание, в котором расположен кинотеатр, возникло благодаря стараниям предприимчивого армянина по имени Агоп Кёчеян, который построил на проспекте Истикляль свою зимнюю резиденцию, как и многие именитые армяне Константинополя. Дом возвели сразу после большого константинопольского пожара 1870-го года, во времена правления одиозного и вечно страдающего от нервных расстройств султана Абдул-Азиза.
Стальной каркас здания, облицованный камнем, позволил воплотить в реальность причудливые архитектурные решения, а затем последовавшие частые переделки и переустройство внутреннего наполнения. Сейчас сложно представить, что изначально это был большой частный жилой дом, на первом этаже которого находилась большая конюшня. Позже помещение конюшни было превращено в небольшую цирковую арену, на которой выступали акробаты, а ныне это торговый пассаж с лавками, заваленными всевозможным сувенирным и прочим хламом.
С именем загадочного Агопа Кочеяна связано и строение в Кадыкее, точнее, то, то осталось от постройки ,а именно входные ворота, которые вели к ныне несуществующему дворцу, и хамаму.
Вынужденный переделать первый этаж в торговый пассаж и частично объединив его с вышестоящими жилыми помещениями, вскоре владелец и вовсе подарил дом армянской католической церкви Восгеперан в Таксиме, которую в 1979 году посетил Папа Иоанн Павел II.
В 1932 году в пассаж приходит искусство. Постепенно отвоевывая себе пространство. 19 февраля 1948 года в его стенах открывается самый большой народный кинотеатр вместимостью в 1860 человек в основном зале и 35 дополнительными ложами. Так же в этом году в здании открывается бар – ресторан «Кулисы», а в 1951 году появляется небольшая театральная сцена. Открывшийся 1 апреля театр «Малая сцена» быстро стал своеобразным центром театральной жизни, где блистали такие звезды как Мухсин Эртугрул и многие другие.
Сложно представить себе, что в этих стенах ставились пьесы известных и популярных писателей, а помимо основной труппы, на сцене играли виртуозы из Франции и Великобритании. А постановка Гамлет в 1954 -1955 годах произвела фурор, учитывая, что исполняла роль Гамлета женщина, актриса театра Нур Сабунджу.
Ныне в здании все так же находится торговый пассаж и три кинозала. В вестибюле можно увидеть старые громадные проекторы, использовавшиеся ранее для демонстрации кинолент.
Кинотеатр «Атлас», отчаянно борется за место под солнцем с кровожадными бездушными гигантами и все так же ждет своих посетителей…