Найти тему
Мария Григорян

Почему ребёнок не слушается и что с этим делать?

Мамы говорят:

"Начинаю кричать на ребенка, когда после попыток сказать спокойно, нет ответной реакции"
"Ребенок не слушает и не слышит меня, пока я не заору!"
"Ребенок все делает наперекор"
"Такое чувство, что он меня не слышит, все замечания мимо ушей пропускает"
"Ребенок стал непослушным, не выполняет просьбы"

Первое, к чему хочется обратиться, это вопрос, волнующий почти каждого родителя: почему ребенок не реагирует на слова? Говоришь ему, говоришь, спокойно, доброжелательно, а он как будто ничего не слышит.
И вот ответ: "только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы (кора больших полушарий). В связи с этим особо важно помнить, что только к семи годам слово может эффективно применяться для образования условных связей. Злоупотребление словом до этого возраста без достаточной его связи с непосредственными раздражителями не только малоэффективно, но и наносит ребенку функциональный вред, заставляя мозг ребенка работать в нефизиологических условиях".

Что же значит эта сложная цитата, о чем говорит нам? О том, что неэффективно и неполезно заставлять ребенка до 7 лет что-то делать, используя только слова. Объясняя ему, выстраивая логические цепочки, взывая к причинно-следственным связям, мы не можем добиться нужного результата.

Что же делать? Постоянно подкреплять слова действиями. Не просто говорить "не трогай", но и забирать у ребенка то, что трогает, или уводить его. Не просто говорить "не беги на дорогу", а держать его за руку или на руках. Детям еще не хватает зрелости мозга, чтобы воспринимать слова и подчиняться им. Кора больших полушарий, которая поможет сделать слово важным сигналом, которому ребенок сможет подчиниться, созреет только к семи годам.

Давайте разбираться дальше. Какие психические процессы задействуются у ребенка для того, чтоб услышать и выполнить то, что ему говорят. Во-первых, это, конечно, внимание, на котором мы здесь остановимся очень подробно. Он должен сосредоточиться на том, чтобы услышать маму.

Что мы знаем про внимание. В раннем детстве (1-3 года) у ребенка одноканальное внимание, основанное на условных рефлексах (условные рефлексы - реакции организма на раздражители). То есть если мама ему что-то говорит, а в стороне в этот момент раздается какой-то интересный звук - ребенок скорее всего непроизвольно переключит внимание туда (забегая немного вперед, скажем, что выбирает он то, что ему интереснее;и как правило, это не мамины нравоучения и наставления).

Мы понимаем, что ребенок не может волевым усилием удерживать
внимание на том, что ему не интересно и не важно.

До трех лет он может делать/слышать/видеть только что-то одно. А значит, если каким-то образом получилось так, что ему приходиться делать два и больше действий одновременно, его внимание не может быть направлено на второе и последующие действия. Например, ребенок пинает мяч, и его внимание сконцентрировано на этом действии. В таком случае то, что при этом говорит мама, ребенок просто не слышит. Мозговые структуры еще не готовы обрабатывать несколько сигналов одновременно. Может, вы замечали, как малыш, шагая по улице, останавливается, чтобы сделать глоток воды из бутылки? Вот переключение внимания в действии.

Получается, что если ребенок сосредоточен на чем-то одном, он просто физически не может одновременно сделать и что-то другое. Он не может распределять внимание, потому что оно одноканальное; не может охватить сразу несколько дел.

Еще раз пример с мячом: ребенок пинает мяч, а вы просите его что-то сделать. Но если он очень увлечен, и его внимание полностью поглощено тем действием, он просто не в состоянии моментально переключиться на другое. Если вам что-то нужно до ребенка донести, то сначала его внимание нужно переключить на себя и полностью им завладеть. Зная об этой особенности ребенка, вы можете помочь ему в переключении внимания, не ожидая, что он должен сделать это сам. Просто помните, что мозг не готов. Ведь почему ребенок успокаивается и слышит, когда на него орут? В частности потому, что мы тем самым помогаем ему переключить внимание.

Итак, одноканальное внимание почти не позволяет ребенку слышать, что ему говорят, если есть отвлекающие моменты. Только после трех лет начинает развиваться двуканальное внимание. И здесь очень хочется уточнить, что развиваться - это не значит, что в три года и один день оно уже появилось и развилось. Это происходит постепенно, у всех детей по-разному и окончательно развивается только к шести-семи годам! До этого идет постепенный медленный процесс. То есть в пять лет иногда ребенок уже сможет заниматься своим делом и слышать маму. Иногда, но не без промахов. Следовательно, помогать переключать внимание на то, что вам нужно, следует на протяжении всего дошкольного возраста.

Хочется еще раз обратить ваше внимание: то, что ребенок слышит ваши слова (так как вы точно знаете, что у него есть слух), то, что ему в уши поступает информация, не значит, что он услышит вас. Дело тут не столько в слышащих ушах, сколько в том, что мозговые структуры не в состоянии обработать сигналы, которые мозг воспринимает через слышащие уши.

Итак, в дошкольном возрасте (3-7 лет) ребенок потихоньку начинает распределять внимание. Но очень часто он все равно не делает то, что ему говорят. Это происходит потому, что не менее важную роль здесь играет мотивация. И мы переходим к рассмотрению вопроса послушания со стороны мотивационной сферы.

Ребенок может делать что-то только тогда, когда у него есть мотивация к тому, что нужно сделать. Самая сильная и правильная мотивация - это желание. И она у ребенка есть именно к тому, что он хочет делать. А ведь взрослые, как правило, просят его совершенно об обратном - не делать то, что хочется, а делать то, что надо. Причем надо, как правило, не ребенку, а самому взрослому. Подумайте, присмотритесь к тому, что дети обычно не слышат? Они не слышат запреты на очень интересные им действия (куда-то залезать, бежать, что-то проливать, рассыпать), а также не слышат принуждения к абсолютно не интересным и ненужным им действиям (ложиться спать, мыться, чистить зубы, одеваться).

Мы говорим об этом не с целью сообщить, что детям нельзя ничего запрещать или нельзя их заставлять что-то делать. Но когда вы поймете их мотивацию и их возможности, вы не будете требовать от них невозможного и поймете, что ответственность лежит полностью на вас. Ведь важные с точки зрения взрослых действия (спать, есть, мыться, убирать игрушки), правда, совершенно не значимы, не ценны, да и просто не понятны для ребенка. Об этом подробнее мы говорим в главах про еду (глава 8), сон (глава 7), уборку игрушек (глава 17).

Итак, зачастую у ребенка нет мотивации делать то, что говорит взрослый. Он выбирает то, что ему интереснее, делает то, что хочет. Для того, чтобы делать то, что надо, необходима произвольная воля. Да, она закладывается в раннем детстве, но на протяжении всего раннего и дошкольного возраста она только формируется, и даже к семи годам еще окончательно не созревает. Поэтому требовать от ребенка действий на основе волевых усилий - неэффективно. В мотивационной и волевой сфере только после трех лет начинают происходить первые изменения, которые уже в школьном (или старшем дошкольном возрасте) приведут к тому, что ребенок будет готов делать то, что не хочется ради каких-то целей.

Обратимся к мышлению. У ребенка раннего возраста (1-3 года) наглядно-действенное мышление, после трех лет - наглядно-образное. Логическое же мышление начинает активно развиваться только после пяти лет. Взрослый хочет, чтобы ребенок понял его объяснения: почему так делать можно, а так нет; почему ему сейчас надо остановиться и не делать то, что он делает. А для этого необходимо как раз логическое мышление (понимание причинно-следственных связей, осознание последствий своих действий, ответственность за них, планирование). Это всё еще не созрело у ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.

Говоря об этой проблеме, мы не можем не упомянуть также, что период 2-3 года отличается устойчивым психологическим противостоянием малышей и родителей. На этом этапе дети пытаются осознать и отстоять собственно место в мире. Это нормально и естественно. И если об этом знать, то не придется злиться и обижаться на малыша, когда он на всё отвечает "нет". Если вы будете понимать, что он таким образом развивается, что он учится (в частности тому, как отстаивать свою позицию), что таким образом начинает развиваться его воля (которая как раз нужна будет и для того, чтобы вас слушаться в дальнейшем), то станет гораздо легче переносить все эти бесконечные "нет". И легче будет справиться со своей злостью по отношению к ребенку. Вообще, чаще всего негативные эмоции возникают именно тогда, когда не оправдываются наши ожидания. А от детей, как правило, мы ожидаем совершенно невозможного. В этом возрасте дети не хотят подчиняться и всему сопротивляются, это нормальная и правильная детская позиция. Они упрямятся, и это упрямство мы можем назвать зачатками их воли. Вы же не хотите вырастить безвольного человека? Поэтому давайте помогать нашим детям учиться и развиваться в том числе и такими, непростыми для нас, родителей, способами.

А вот после трех лет ребенок в норме хочет подчиняться и слушаться, хочет быть хорошим. Основной мотив его поведения - установление хороших отношений со взрослыми. Это главное, ради чего он делает всё, что делает. Но это не значит, что он хочет безоговорочно подчиняться. Он также отстаивает свою позицию, но уже более разумно. Ему приятно слушаться, приятно получать похвалу и добрую обратную связь от взрослых. Если же этого не происходит, и ребенок и в дошкольном возрасте бесконечно сопротивляется, то, скорее всего, ему не дали сопротивляться в том возрасте, когда это было нужно. И поведение, характерное для трехлеток (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм) закрепилось. И это не повод подчинять его себе жесткими методами, это повод разобраться в отношениях и начать их менять.

Неотъемлемой частью психических процессов является самоконтроль. И он как раз необходим для того, чтобы выполнить требуемое действие или, наоборот, не делать то, что нельзя. За самоконтроль отвечает префронтальная кора головного мозга, которая окончательно развивается только к 25-30 годам. Вдумайтесь - только в 25-30 лет мозг полностью дозреет до этого! Так что требовать от малышей действий, в которых требуется самоконтроль, вообще бесполезно. Им в этом нужна постоянная помощь и поддержка. Это будет касаться почти всех аспектов, о которых мы будем говорить на протяжении всей книги, поэтому всегда помните про время окончательного развития самоконтроля.

В конце каждой главы мы будем давать краткие рекомендации.

• Перед тем, как что-то сказать, всегда завладевайте вниманием ребенка. Он не слышит, что вы ему говорите, если увлечен чем-то. Если вы ему что-то крикнули из другой комнаты и ждете выполнения - неудивительно, что он не делает. Помните про одноканальное внимание.

• Помогайте переключать внимание. Подходите, добивайтесь контакта глаз, останавливайте от предыдущего действия.

• Не ждите подчинения и послушания. Если то, что вы требуете от ребенка, нужно именно вам - поймите это. Когда вы это осознаете, вы, правда, будете совсем иначе реагировать.

• После трех лет, когда у ребенка есть естественная мотивация слушаться, не забывайте про положительное подкрепление. Ребенку важно быть хорошим. Как раз в это время максимально старайтесь не ругать его за то, что он делает плохо, а поощрять своим вниманием то, что он делает хорошо. Этот прием работает изумительно.

• Помните, что ответственность всегда на взрослом. Ребенок еще не может себя контролировать. Помогайте ребенку в выполнении ваших просьб, в том, чтобы он не делал то, что ему запрещают. Помогайте физически, действием. Если он льет воду на диван - заберите у него бутылку, как только он попил. Не ждите, что он послушает только слова.

• Не пытайтесь привить то, что ребенок не может сделать по возрасту. Об этом много мы будем говорить дальше в этой книге. Для примера приведем уборку игрушек (подробнее об этом в главе 17). В два года можно терроризировать ребенка этим и страдать от того, что он не делает и снова и снова не слышит. А можно понять, что большинству детей это просто нереально выполнить. Мы не говорим вам не приучать к уборке. Это ваш выбор и ваше решение. Если важно - приучайте. Но осознавая его возможности, не мучайте себя и ребенка невозможными ожиданиями.

Глава из книги "Пойми меня, мама! или Возрастные особенности ребенка до 7 лет", авторы Мария Григорян и Екатерина Жаркова.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии, если статья вам понравилась. Подписывайтесь на мой канал, чтобы оставаться в курсе и не пропустить новые статьи.