Найти тему
Мосмаршрут

Москва Исаака Левитана

Оглавление

1. Московское училище живописи, ваяния и зодчества

Мясницкая улица, 21

С 1844 года училище располагалось в доме Юшкова – памятнике московского классицизма, автором которого считается Василий Баженов.
С 1844 года училище располагалось в доме Юшкова – памятнике московского классицизма, автором которого считается Василий Баженов.

Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в литовском городке Кибартай (тогда он входил в состав Российской империи). В начале 1870-х, когда Александр II снял большинство ограничений на проживание евреев вне черты оседлости, его семья перебралась в Москву. Первое время они жили на Солянке.

В 1873 году Исаак Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После смерти родителей он в 17 лет остался сиротой.

Позже, вспоминая о юношеских годах своего однокашника и друга, М. Нестеров писал: "Красивый мальчик-еврей, более похожий на мальчиков, которые с цветком в кудрявых волосах так часто встречаются на площадях Неаполя и Венеции. <…> Левитан тогда вообще очень нуждался. Про него ходило в школе много рассказов, с одной стороны, о его даровании, а с другой – о его великой нужде. Говорили, что он не имеет иногда и ночлега".
Глаголь С., Грабарь И. Исаак Ильич Левитан: жизнь и творчество.
И. И. Левитан, "Автопортрет" (1880). О личной жизни Левитана известно не так много – перед смертью он уничтожил свой архив с письмами.
И. И. Левитан, "Автопортрет" (1880). О личной жизни Левитана известно не так много – перед смертью он уничтожил свой архив с письмами.

Преподавателями Левитана были Василий Перов, Алексей Саврасов, Василий Поленов. Наибольшее влияние на него оказал Саврасов, возглавлявший пейзажную мастерскую.

С первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотою пробуждающейся жизни. Расцветал дуб, и Саврасов, взволнованный вбегал в мастерскую, возвещая об этом как о целом событии, и уводил за собою молодёжь опять туда, в зеленеющие рощи и поля.
Глаголь С., Грабарь И. Исаак Ильич Левитан: жизнь и творчество.

В 1885 году Исаак Ильич окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через 13 лет, когда ему присвоят звание академика пейзажной живописи, он вернётся в училище в качестве преподавателя и руководителя пейзажного класса.

2. Сокольники

Левитан прославился в 1880 году, когда его картину "Осенний день. Сокольники" купил для своей галереи Павел Третьяков. Тот период был для него непростым. В 1879 году после покушения народовольца Соловьёва на Александра II вновь ужесточились правила проживания евреев в Москве. Левитану пришлось перебраться в ближайшее Подмосковье. С братом и сестрой он жил в дачной местности Салтыковка (Балашиха), снимал комнаты в Останкино и Медведково. В то время его близким другом был Константин Коровин, который пристрастил его к охоте.

И. И. Левитан, "Осенний день. Сокольники" (1879, Государственная Третьяковская галерея). Женскую фигуру дописал друг Левитана Николай Чехов (брат А. П. Чехова). По легенде их учитель Саврасов отреагировал на это весьма бурно: "На кой чёрт ненужную женщину влепил в пейзаж?!"
И. И. Левитан, "Осенний день. Сокольники" (1879, Государственная Третьяковская галерея). Женскую фигуру дописал друг Левитана Николай Чехов (брат А. П. Чехова). По легенде их учитель Саврасов отреагировал на это весьма бурно: "На кой чёрт ненужную женщину влепил в пейзаж?!"
Милостивый государь Павел Михайлович! Не имея никакой работы и крайне нуждаясь в деньгах, обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой одолжить мне сто рублей. Ответ соблаговолите подателю сего письма. Готовый к услугам И. Левитан. P. S. Извините, что беспокою Вас своей просьбой, но что же делать, это единственный исход из этого трудного положения. Смею надеяться, что Вы не откажете мне в моей просьбе.
И. И. Левитан. Письмо П. М. Третьякову, 9 сентября 1883.

3. "Меблированные комнаты"

Левитана всегда окружали друзья и почитатели. Одним из них был Николай Чехов. В начале 1880-х оба жили в захудалой гостинице "Восточные номера" на Садовой-Спасской (на месте дома 12). Здесь Исаак Левитан познакомился со студентом медицинского факультета Московского университета и начинающим писателем Антоном Чеховым, который часто гостил у брата. Они стали лучшими друзьями.

В особняке по соседству жил Савва Мамонтов — предприниматель, меценат и идейный вдохновитель Абрамцевского художественного кружка, в который входили Серов, Коровин, Репин, братья Васнецовы, Врубель, Поленов, Нестеров и другие. Левитан тоже ненадолго к ним примкнул: в 1885–1886 годах он работал над декорациями для Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова.

Исаак Левитан сменил ещё несколько меблированных комнат (в Уланском переулке, на Пречистенке), пока не поселился в гостинице "Англия" близ Тверской. Здесь он жил в 1886–1889 годах.

Летом Левитан сбегал из Москвы. В 1885–1887 годах он бывал в усадьбе Бабкино близ Нового Иерусалима, где проводили лето Чеховы. Здесь он писал этюды, рыбачил, ходил на охоту, хандрил, дурачился.

Житье в городе летом — это хуже педерастии и безнравственнее скотоложства. У нас великолепно: птицы поют, Левитан изображает чеченца, трава пахнет, Николай пьёт... В природе столько воздуху и экспрессии, что нет сил описать. <...> Бросьте Вы Вашу архитектуру! Вы нам ужасно нужны.
А. П. Чехов. Письмо Ф. О. Шехтелю, 8 июня 1886.

4. Квартира Кувшинниковых

М. Трёхсвятительский / Хитровский переулок, 8/2 стр. 10 (вход во двор через арку)

В конце XVIII в. усадьба принадлежала екатерининскому вельможе, графу Фёдору Остерману. В начале XIX в. здесь провёл свои детские годы Фёдор Тютчев. После 1812 года дом перешёл в казну, и в нём разместилась Мясницкая полицейская часть. В июле 1909 г. её узником был молодой Владимир Маяковский. Сейчас это учебный корпус Высшей школы экономики.
В конце XVIII в. усадьба принадлежала екатерининскому вельможе, графу Фёдору Остерману. В начале XIX в. здесь провёл свои детские годы Фёдор Тютчев. После 1812 года дом перешёл в казну, и в нём разместилась Мясницкая полицейская часть. В июле 1909 г. её узником был молодой Владимир Маяковский. Сейчас это учебный корпус Высшей школы экономики.
Деревянная пожарная каланча была разобрана после революции, а в 1950-х здание бывшей полицейской части загородили новые жилые дома.
Деревянная пожарная каланча была разобрана после революции, а в 1950-х здание бывшей полицейской части загородили новые жилые дома.

В 1886 году Антон и Михаил Чеховы познакомили своего друга Исаака с Кувшинниковыми: полицейским врачом Дмитрием Павловичем и его женой Софьей Петровной — личностью творческой и оригинальной. Они жили в казённой квартире под пожарной каланчой и часто приглашали к себе писателей, художников, артистов.

И. И. Левитан, "Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой (1888).
И. И. Левитан, "Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой (1888).

Всё началось с того, что Левитан давал Софье Петровне уроки живописи, а закончилось продолжительным романом. С 1887 по 1994 год Кувшинникова всюду следовала за Левитаном. Они путешествовали по Волге, жили в Плёсе, вместе ходили на охоту. Из-за неё Исаак Ильич поссорился с Антоном Павловичем: в рассказе Чехова "Попрыгунья" он узнал себя в художнике Рядовском, а Софью — в Ольге Дымовой. Левитан не разговаривал с Чеховым три года, но в 1995 году после разрыва с Кувшинниковой простил его (в 1994 году он влюбился в другую замужнюю даму — Анну Николаевну Турчанинову, и эту историю Чехов тоже использовал в своём рассказе — "Дом с мезонином").

"Милому Левиташе даю сию книгу на случай, если он совершит убийство из ревности и попадет на оный остров". Из собрания Дома-музея А. П. Чехова.
"Милому Левиташе даю сию книгу на случай, если он совершит убийство из ревности и попадет на оный остров". Из собрания Дома-музея А. П. Чехова.

5. Дом-мастерская в усадьбе Морозовых

Б. Трёхсвятительский пер., д.1, стр.2

Брат Саввы Морозова Сергей Тимофеевич увлекался живописью и восхищался творчеством Левитана. В дворовом флигеле усадьбы его матери Марии Фёдоровны в Большом Трёхсвятительском переулке он оборудовал себе мастерскую, но в 1889 году передал её любимому художнику. Этот флигель стал для Левитана первым (и последним) настоящим домом в Москве. Здесь он написал свои главные картины.

Главный дом усадьбы Марии Фёдоровны Морозовой (перестроен во 2-ой половине XIX в.).
Главный дом усадьбы Марии Фёдоровны Морозовой (перестроен во 2-ой половине XIX в.).
Ах ты, полосатая гиена, крокодил окаянный, леший без спины с одной ноздрей, квазимодо сплошной, уж не знаю, как тебя ещё и обругать! Я страдаю глистами в сердце!!! Ах ты, Вельзевул поганый! Сам ты страдаешь этим, а не я, и всегда страдать будешь до конца дней своих! <...> Очень рад, что Морозов тебе понравился, он хороший, только слишком богат, вот что худо, для него в особенности.
И. И. Левитан. Письмо А. П. Чехову. 26 января 1898, Москва.
Флигель во дворе дома Морозовых находится в ведении Российской академии художеств Зураба Церетели и пребывает не в лучшем состоянии.
Флигель во дворе дома Морозовых находится в ведении Российской академии художеств Зураба Церетели и пребывает не в лучшем состоянии.
И. И. Левитан. Иллюминация Московского Кремля в честь коронации Николая II, 18 мая 1896 года. В 1899 году мастерскую Левитана посетили великий князь Сергей Александрович (московский генерал-губернатор) и великая княгиня Елизавета Фёдоровна (сестра императрицы Александры Фёдоровны, основательница Марфо-Мариинской обители).
И. И. Левитан. Иллюминация Московского Кремля в честь коронации Николая II, 18 мая 1896 года. В 1899 году мастерскую Левитана посетили великий князь Сергей Александрович (московский генерал-губернатор) и великая княгиня Елизавета Фёдоровна (сестра императрицы Александры Фёдоровны, основательница Марфо-Мариинской обители).

И всё же несмотря на собственную мастерскую, известность и признание, обожание друзей и любовь женщин, поездки в Европу, Левитан часто впадал в тоску, депрессию и даже отчаяние. Его преследовала врождённая болезнь сердца.

Вновь я захандрил и захандрил без меры и грани, захандрил до одури, до ужаса. Если б знал, как скверно у меня теперь на душе. <...> Несмотря на своё состояние, я всё время наблюдаю себя, и ясно вижу, что я разваливаюсь вконец. И надоел же я себе, и как надоел!
И. И. Левитан. Письмо А. П. Чехову. 27 июля 1895, Горка.
Могу ли я приехать к Вам, добрейший Василий Дмитриевич, дня на два-три? Во-первых, хочется Вас повидать; во-вторых, у меня такой приступ меланхолии, такое страшное отчаяние, до которого я ещё никогда не доходил и которое, я предчувствую, я не перенесу, если останусь в городе, где я ещё более чувствую себя одиноким, чем в лесу.
И. И. Левитан. Письмо В. Д. Поленову. 30 октября 1895, Москва.

Исаак Левитан умер 4 августа 1900 года (немного не дожив до 40 лет) и был похоронен в Москве на еврейском кладбище за Дорогомиловской заставой. В апреле 1941 года его прах перенесён на Новодевичье кладбище и захоронен рядом с А. П. Чеховым.

Вспоминается Исаак Левитан. Надо было посмотреть его глаза. Таких других глубоких, тёмных, задумчиво-грустных глаз я, кажется, никогда не видел. Всякий раз, когда я на эстраде пою на слова Пушкина романс Рубинштейна: "Слыхали ль вы за рощей глас ночной / Певца любви, певца своей печали?" <...> я почти всегда думаю о Левитане. Это он ходит в лесу и слушает свирели звук унылый и простой. Это он — певец любви, певец печали. Это он увидел какую-нибудь церковку, увидел какую-нибудь тропинку в лесу, одинокое деревцо, изгиб реки, монастырскую стену, — но не протокольно взглянули на все это грустные глаза милого Левитана. Нет, он вздохнул и на тропинке, и у колокольни, и у деревца одинокого, и в облаках вздохнул.
<...>
Чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить большое чувство и поэзию в искусстве.
Ф. И. Шаляпин. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах.
"Озеро" (1900, Государственный Русский музей) — последняя крупная картина Левитана.
"Озеро" (1900, Государственный Русский музей) — последняя крупная картина Левитана.

P. S.

Левитан об искусстве:

Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя так как оно не поддаётся разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник.
1898
Конечно, все мы более или менее больные люди, но тем не менее работаем, и Вы правы, но Вы забываете, что искусство такая ненасытная гидра и такая ревнивая, что берёт всего человека, не оставляя ему ничего из его физических и нравственных сбережений.
1895
Мысль, что фотография увеличивает сумму эстетических наслаждений, абсолютно верна, и будущность фотографии в этом смысле громадна.
1900
Вот это идеал пейзажиста изощрить свою психику до того, чтобы слышать "трав прозябанье". Какое это великое счастье!
1897
Я пережил высокохудожественные минуты, смотря на «Чайку»... От нее веет той грустью, которой  веет от жизни, когда всматриваешься в неё. (О пьесе А. П. Чехова.)
1899
Живется тревожно... Всё на свете кончается... и потому чёрт знает что...
1894
Однако только на прощанье скажу: больше любви, больше поклонения природе и внимания, внимания без конца.
1899
Источник: Письма Исаака Левитана.
"Уборка сена" (1900, Государственная Третьяковская галерея). Эта неоконченная картина Левитана — одна из последних его работ. В чём-то она перекликается с последней картиной Ван Гога "Пшеничное поле с воронами".
"Уборка сена" (1900, Государственная Третьяковская галерея). Эта неоконченная картина Левитана — одна из последних его работ. В чём-то она перекликается с последней картиной Ван Гога "Пшеничное поле с воронами".

Где в Москве можно увидеть картины Исаака Левитана:

Государственная Третьяковская галерея (постоянная экспозиция).

С 4 октября 2018 по 20 января 2019 — выставка "Русская тоска: Исаак Левитан и авторский кинематограф" в Еврейском музее и центре толерантности.

С 6 сентября по 6 декабря 2018 — выставка "Изображая Россию" в Выставочном зале Медиацентра парка "Зарядье".

До встречи на канале!