Найти тему
Pazukha

Памир. Итоги.

День 13. Самая короткая глава

Ош, цветущий город Ош. Южная столица (как его называют) располагается на краю Ферганской долины у подножия гор. Да и в самом центре города высится гора, да не простая, а священная Сулайман-Тоо.

Ее связывают с библейским царем Соломоном, переводя названия как «престол Сулеймана». Нам, только что спустившимся с Памира, чужды равнины, даже такие благодатные как Ферганская.

Потому и отводим душу на вершинах этого престола, облазив гору от и до.

Я намеренно опускаю описание Киргизии – это безграничная тема отдельного повествования, а лучше - отдельного путешествия. Тянь-Шань этого однозначно стоит!

А наше маленькое приключение подошло к своему логичному завершению. Участники небольшими группками разлетаются в разных направлениях.

Кто мерить длину степей…

…кто глубину красоты Алма-атинского края…

… кто высоту Тань-Шаня.

Но это, как я выше упомянул, уже совсем другая история…

Итоги путешествия:

Сроки проведения – с 27 мая по 10 июня 2017 г

Протяженность маршрута – 9750 км

Район проведения похода – Россия (Южный Урал), Казахстан (Центрально-Казахстанский мелкосопочник), Узбекистан, Таджикистан (Фанские горы, Памир), Киргизия (Тянь-Шань)

Нитка маршрута:

Екатеринбург — Челябинск — Троицк – Рудный – Карабутак – Аральск – Байконур - Кызыл-Орда – Туркестан – Чимкент –Ташкент - Худжанд – Шахристан – оз. Искандеркуль - Душанбе – Вахдат – Тавиль – Даре - пер. Хабуработ – Калаи-Хумб — Рушан – Хорог – Андероб – Гарм-Чашма – Ишкашим - Янг – Лянгар – Аличур – Мургаб - пер. Ак-Байтал – Каракуль – пер. Кызыл-Арт – Бардоба – Ош – Бишкек – Балхаш – Караганда – Астана – Аманкарагай – Кустанай – Троицк - Челябинск — Екатеринбург.

Характеристика района путешествия

Главной целью путешествия были Памир и Тянь-Шань. Уникальное, но пока еще не популярное направление для соотечественников. Великолепный контраст сурового Памирского камня и сочной зелени Тянь-Шаня. Горные дороги взмывают, выше облаков, оправдывая толкование Памира как «Крыши мира», а Тянь-Шаня как «Небесных гор». Регион суров и малонаселен, природа зачастую не нетронута цивилизацией.
Климат Памира высокогорный, суровый, резко континентальный. Зима длится с октября по апрель включительно. Абсолютные минимумы температур достигают 50° С. Лето короткое и холодное. Средняя температура июля +14° С. Максимум осадков на Западном Памире — в марте — апреле, минимум — летом; на Восточном — в мае — июне и в августе.
Климат Тянь-Шаня континентальный, более мягкий. Средняя температура июля достигает 25° С.
Высшая точка Памира — расположенный на территории Китая пик Конгур (высота 7 719 м) и Пик Исмоила Сомони (бывший пик Коммунизма) (высота 7 495 м) — самая высокая вершина всего бывшего СССР. Высшая точка Тянь-Шаня – Пик Победы (Томур, 7439 м), расположенный на границе Киргизии и Китая
Основная дорога региона - Памирский тракт, соединяющий города Ош (Киргизия), Хорог (Таджикистан) и Душанбе.
Большая часть дороги проходит по территории Таджикистана, связывая автомобильным сообщением столицу государства Душанбе с главным городом Горного Бадахшана - Хорогом (Западный Памирский тракт). Другой участок дороги, по которому традиционно идут наибольшие перевозки связывает Хорог с киргизским городом Ош (Восточный Памирский тракт). Здесь дорога проходит через три главных горных перевала: Талдык (3615 м), Кызыл-Арт (4280 м) и Ак-Байтал (4655 м), который является одним из самых высокогорных, по которым проходят автомобильные дороги.
Неизгладимое впечатление производит население региона, прежде всего жители Памира, пленяющие своей доброжелательностью, вниманием и безотказностью.

Выводы и рекомендации

Маршрут интересен как в спортивном, так и в познавательном
плане.
Лучшее время для путешествия – начало лета (Многие перевалы уже освобождаются от снега, но многочисленные ледники еще активно не тают и броды преодолимы).
Желательно использовать внедорожную технику. Подготовить технику к топливу низкого качества и работе в условиях высокогорья. Опыт вождения в горных условиях, по каменистому грунту обязателен.

Следует учитывать, что обстановка в регионе не всегда стабильная – необходимо соблюдать меры предосторожности.